- Автопарк в сфере грузоперевозок не молодеет, эксплуатационные затраты возрастают, надо покупать шины, тормозные колодки, фонари, сами тягачи. У нас был опыт совместного приобретения полуприцепов. Думаю, экономия для участников составит до 10 процентов при партии в 20-30 единиц техники, а при закупке шин - 10-15 процентов, - поясняет он. - Что еще подстегивает к созданию кооператива? Держать собственный склад под одну позицию дорого, брать партию сразу на несколько компаний более выгодно. В перспективе можно будет приобретать по такой модели и моторные масла, ГСМ.
Нечто похожее не так давно практиковалось на потребительском рынке: обычные покупатели объединялись, чтобы приобрести интересующий товар мелким оптом. Деньги перечисляли организатору закупки на карту, тот регистрировался как ИП, за вознаграждение (от 5 до 20 процентов от стоимости каждого заказа) находил поставщика, заключал договор. Популярность такой модели стала угасать в связи с развитием маркетплейсов и развернувшейся борьбой с нелегальными доходами: банки стали отслеживать массовые транзакции на карты физлиц и в случае подозрений блокировать счета.
В беседе с "РГ" Киселев уточнил, что юридическая форма "закупочного союза" еще обсуждается, возможно, это будет некоммерческое партнерство. Сейчас главное - договориться и закрепить в документах, кто и в каком размере будет нести финансовую ответственность перед поставщиком, как будут распределяться денежные потоки внутри объединения, кто и за чей счет будет администрировать логистику товаров. Сама по себе модель совместных закупок транспортникам знакома, но она использовалась до этого ситуативно. К слову, никакого вознаграждения для организатора здесь не подразумевается, стимулом должен выступать ценовой дисконт сам по себе, уверен предприниматель.
По поводу выгодности совместной закупки мнения разошлись. Так, директор лизинговой компании Алексей Лесников считает, что идея здравая, тем более что организационных затрат на создание кооператива немного.
- Мы практиковали оптовые закупки автобусов, полуприцепов, тягачей - клиенты получали скидку на входную цену. Чем больше деловых партнеров с хорошей репутацией удастся привлечь, тем больше будут скидки, - уверен он. - К тому же возникает мультипликативный эффект: чем дешевле техника, тем меньше лизинговая наценка, страховые платежи и т. д.
А вот отраслевой эксперт Александр Трахтенберг полагает, что 10-15 процентов экономии не стоят прилагаемых усилий. Игорь Родионов, основатель ИТ-платформы для страхования перевозок, рекомендует проводить коллективные закупки топлива, потому что на него приходится треть стоимости всей услуги.
При этом многие специалисты признают: проблема обновления автопарка актуальна, сегодня средний возраст тягача или полуприцепа составляет 15-18 лет. Старение машин означает более частые ремонты, простои, увеличенный расход ГСМ. Европейские марки из России ушли, активно заходят китайцы, но нашим перевозчикам пока не понятно, как будет выстроен сервис и поставка запчастей из КНР, какова остаточная стоимость подобной техники после выкупа из лизинга.
- Звучит много нареканий со стороны бизнеса на "неподъемные лизинговые платежи". В чем причина? Во-первых, значительно выросла стоимость техники - на 40-50 процентов с начала 2022-го. Во-вторых, ключевая ставка поднялась до 16 процентов, кредиты мы получаем под 17-18, а конечному покупателю машина достается уже под 19-20. Плюс увеличение платежей по КАСКО: 2,5-3 процента на 4-5 лет - это существенно, - рассуждает Алексей Лесников.
По его мнению, чтобы обновить автопарк с таким утилизационным сбором на импорт, как сейчас, и отсутствием резкого роста отечественного автопрома, стоит организовать в России сборку китайских грузовых моделей с высокой степенью локализации. Плюс повышать качество отечественных автомобилей.
Справка РГ
Ставка утилизационного сбора с 1 августа 2023 года на прицепы и полуприцепы моложе трех лет составляет 600 тысяч рублей, старше трех лет - два миллиона. На рефрижераторы массой 12-20 тонн - от 862 тысяч до 2,9 миллиона, на седельные тягачи до 20 тонн - от 1,4 до 5,8 миллиона. При этом до 70 процентов техники на вторичном рынке приобретается в лизинг, то есть собственных средств у перевозчиков нет.