11.04.2024 14:43
    Поделиться

    Тюменские сельхозпроизводители стали активно использовать дроны

    Сельское хозяйство становится все более продвинутой отраслью, в нее проникают цифровые, безлюдные технологии. Тюменские крестьяне сегодня с интересом присматриваются и к беспилотным летательным аппаратам, вот только нормативную базу, касающуюся их эксплуатации, пока глубоко не изучали. Между тем уже второй месяц в России действуют изменения в части использования воздушного пространства гражданскими БПЛА.
    Контроль полевых работ с помощью БПЛА доказал эффективность.
    Контроль полевых работ с помощью БПЛА доказал эффективность. / Татьяна Андреева/РГ

    Так, накануне весенне-полевых работ послабления коснулись как раз их применения в АПК. Как объяснил основатель и руководитель Союза беспилотной сельскохозяйственной авиации Василий Птицын, теперь для работы агродронов массой до 30 килограммов не нужны разрешения на полеты, если БПЛА парят в пределах контура поля на высоте не более 30 метров, от аэропортов удалены на пять километров, от взлетно-посадочных полос - на два. Правда, чтобы использовать "птичек" в сельском хозяйстве, нужно застраховать сами аппараты, жизнь оператора и ответственность перед третьими лицами.

    Еще одно правило, добавляет алтайский эксперт Алексей Ковалев, - дрон необходимо поставить на учет в Росавиации через почту или лично с приложением пяти фотографий воздушного судна. И хотя все эти манипуляции повышают градус нервозности и без того занятых аграриев, но сообщество в общем-то радо: многие уже оценили пользу летающих помощников.

    - В прошлом году в мире дронами было обработано 220 миллионов гектаров - это пятая часть всех посевных площадей. Лидером в их применении в сельском хозяйстве остается Китай - там зарегистрировано 160 тысяч агродронов, управляемых 320 тысячами операторов. Россия на этом фоне выглядит куда скромнее: в нашем агросекторе используется 12 тысяч беспилотников, но мы намерены развиваться. За подобной техникой будущее. Внесение средств защиты растений (химических и биологических, жидких, гранулированных, таблетированных, желеобразных), мониторинг состояния полей, стимулирование роста, перекрестное опыление, посев и подсев, десикация, точная обработка полей с колками и переувлажненными грунтами, а также создание цифровых моделей рельефа местности, необходимых для проектирования орошающих и рисоводческих систем, определение влаги в разных слоях почвы, ее засоленности - направлений применения множество, - перечислил Птицын.

    Кстати, приводит пример преподаватель кафедры почвоведения и агрохимии ГАУ Северного Зауралья Максим Гунгер, беспилотники хороши не только в растениеводстве, но и при оцифровке охотугодий.

    На каких-то участках быстрее справится трактор, а в труднодоступное место после проливных дождей полетит дрон

    Ну а что касается полевых работ, можно просто сравнить традиционную и беспилотную технику и сделать выводы. Алексей Ковалев перечисляет: новый трактор в среднем стоит около 60 миллионов рублей, но к нему нужен еще прицеп с бочкой для воды и опрыскиватели - в итоге набирается внушительная сумма. Да, он более производителен, чем БПЛА, но менее мобилен. При средней продуктивности (обработка одного гектара за час) агродрон имеет более низкую цену (есть модели до миллиона рублей) и не нуждается в подвозе воды, хранить и обслуживать его проще.

    - Тем не менее есть смысл использовать и наземный, и воздушный сельхозпарк: на каких-то участках быстрее справится трактор, а в труднодоступное место после проливных дождей полетит дрон, - заметил он.

    Правда, эксперты напоминают, что в России нет своих препаратов, сертифицированных для внесения с помощью БПЛА, и сельхозпроизводятелям надо это учитывать. Россельхознадзор серьезно контролирует этот пункт и наказывает за несоблюдение правил - недавно аграриям Воронежской области вынесли предупреждения.

    Какое будущее специалисты предрекают сельскохозяйственным дронам в России? Все ждут отечественных разработок и считают, что в каждом регионе должны как можно скорее появиться специальные центры со штатом сервисных работников, обслуживающих беспилотники. Очевидно, есть нужда и в сертифицированных школах по подготовке операторов для беспилотного воздушного судна весом до 30 килограммов и для агрегатов большей массы. Пока такими располагают Калининградская область и Алтай.

    - В большом количестве нам нужны даже не операторы агродронов, а конструкторы, специалисты по новым материалам, инженеры по ремонту. Нужны агрономы, знающие технологии, применяемые при создании дронов, чтобы уметь работать с картами NDVI, рассчитывать дозу препаратов и т. д., - подчеркнул Василий Птицын.

    В условиях глобальной оцифровки полей, о чем непрестанно говорят в последнее время, потребуется еще больше летающих помощников. Эксперты уверяют, что сейчас в стране немало дронов, приобретенных по параллельному импорту или вообще по серым схемам. Такие, увы, проблематично зарегистрировать (Росавиация требует документы на ввоз агрегата в РФ и свидетельство, что он не поставлен на учет в стране-производителе), а значит, и работать с ними. Недавно Союз беспилотной сельскохозяйственной авиации предложил Минтрансу РФ объявить амнистию беспилотникам, приобретенным в последние три года по сложным схемам: для постановки на учет достаточно доказать право собственности. Реакции ведомства пока нет. Возможно, при положительном решении это станет еще одним судьбоносным послаблением для работы агродронов на русских полях.

    Поделиться