Это трогательная история австрийки Элеоноры Дюпуи, которая уже почти три десятилетия ищет своего отца - бойца Красной армии, который в 1945 году освобождал Австрию.
Любовь матери Элеоноры Штефани Нови и Михаила (то ли Громова, то ли Гроссмана - Штефани не знала русского и не могла точно воспроизвести фамилию) из Калинина-Твери началась в местечке Санкт-Пёльтен в Нижней Австрии. Сирень, цветущие вишни и два исстрадавшихся за годы войны сердца.
Поиски отца или родственников обросли почти детективными подробностями с походами в архивы и сдачей генетических тестов. Ей помогало множество русских людей, начиная с известных архивистов.
"Мы познакомились с Элеонорой случайно. Она оставила мне тонкую тетрадочку, где описала свою историю. Я стал читать и не смог оторваться, так было интересно", - говорит на презентации фильма Игорь Пермяков, который в начале этих событий занимал должность директора Центрального архива Минобороны РФ.
Очень занятые люди, директор архива и его заместитель Наталья Емельянова, прониклись участием к австрийке, которая тосковала по своей второй родине. Архивисты проделали огромную поисковую работу по своим закромам, следуя по алгоритму: Австрия, 1945 год, 4-ая Гвардейская армия, офицер (отец Элеоноры свободно передвигался по городу, поэтому смог познакомиться с ее мамой) скорее всего служил в тыловых подразделениях (приносил возлюбленной продукты).
"Мы подняли дела всех офицеров, нашли подходящего человека", - рассказывает Игорь Пермяков.
Элеонора встречалась со своим предполагаемым племянником, они сдали тест ДНК и…к сожалению, их родство не подтвердилось. Потом было еще несколько таких тестов, она познакомилась со множеством русских людей в Березняках, Нижнем Новгороде, Москве...
"Во многих городах России у меня появились друзья, которые могли оказаться родственниками, но не оказались, - грустит Элеонора Дюпуи перед показом фильма. - Найти семью отца стало в последнее время смыслом моей жизни. Меня не интересовал мир вокруг, меня интересовала только Россия".
Долгие годы поиска привели гражданку Австрии к почти философскому взгляду на свою жизнь: ее отец - это вся Россия, это воздух Твери, где предположительно он родился, и вода Волги, в которую Элеонора погружается в каждый свой приезд. "Отец мне показывает себя через любовь к новой родине".
О том, что она наполовину русская, девочка узнала, когда ей было уже 10 лет. Вот как сегодня она передает тогдашний рассказ матери:
"Послушай, это было так: в начале лета 1945 года я, как всегда, была в саду. И тут у ограды сада появились два русских солдата и попросили воды и фруктов. Эрни было тогда восемь лет. Она стояла рядом и подумала, что должна защитить меня. Но оба солдата были очень дружелюбны, и твоя сестра перестала бояться за меня. Они попили воды, взяли немного фруктов и ушли. На следующий день один из солдат опять пришел и принес хлеба. Хлеб был тогда страшный дефицит. Нужда была повсюду, и достать что-нибудь съестное удавалось с трудом. Нашего русского солдата звали Михаил, и он немного говорил по-немецки. Он предложил мне помочь в саду. Приносил с собой продукты, сколько мог. Он был хорошим человеком, и так появилась ты..."
Снятый телекомпанией "Плеяда" фильм о том, как важно знать человеку свои корни, как можно любить своего отца, которого не довелось узнать, любить Россию - его родину, которая также становится и твоей родиной.
В своем интервью "РГ", Элеонора подчеркивала, как важно помнить 18 тысячах советских солдат, погибших за освобождение Австрии: "9 мая мы обязательно бываем в Шварценбергплаце в Вене, где находится памятник советскому солдату. Для меня это памятник победы и мира. Солдат на пьедестале стоит спокойно и прямо, гордо и высоко держит флаг. Сегодня немногие понимают истинный исторический смысл этого монумента. Время прошло и унесло воспоминания".
Австрийка называет себя "ребенком освобождения". Только в 1955 году, когда последние советские солдаты покинули Австрию, мама рассказала ей правду.
У матери Элеоноры были свои счеты с гитлеровцами: как-то она отказалась вскидывать руку в фашистском приветствии, была уволена и до конца войны оставалась без постоянного дохода. Она потеряла столько близких, что была рада новой надежде. Легко понять, почему она прониклась доверием и влюбилась в русского солдата. Ее не заботили ни предрассудки, ни сплетни.
Однако еще много воды утекло, пока австрийская дочь русского Михаила начала искать свои корни. Больше 50 лет о так называемых "детях оккупации" открыто не говорилось. Но в 1996 году по радио прошла передача Би-би-си об ассоциации Liberation Children. "Дети освобождения, а не оккупации! Для меня это прозвучало как музыка. Там рассказывалось об организации потомков британских, американских и нидерландских солдат. Через эту организацию воссоединилось немало семей", - говорит фрау Дюпуи. Она обратилась в Институт по изучению последствий войн имени Людвига Больцмана в городе Граце, который был связан с российскими историками. И в 2002 году впервые поехала в Россию.
Элеонора Дюпуи: Австриец Райнхард Хенингер нашел своих сводных братьев и сестер с помощью ОРФ (австрийской радио- и телекомпании), Института военных исследований и российского телевидения. Другого моего знакомого нашла его мать, которую в совсем юном возрасте вывезли на принудительные работы в Австрию.
Еще один счастливчик вообще самостоятельных поисков не проводил. Друзья рассказали его историю во время поездки на Украину, все складывалось как пазл, пока не нашлась семья его отца. Пятый член нашей небольшой компании - женщина, которая до двух лет жила вместе со своим русским отцом и австрийской матерью и всегда знала, что он из Москвы.
Есть трогательная история австрийки Ханни, которая была очень близко к успеху. Но ДНК-анализ показал, что они с ее предполагаемыми сестрами не родственники. Но, несмотря на это, Ханни пригласила внучку человека, которого считала своим отцом, в Австрию, чтобы та смогла посетить могилу дедушки.