12.04.2024 07:00
    Поделиться

    Менее 5 процентов компаний страхуются от киберугроз

    Несмотря на рост количества утечек персональных данных, киберстрахование пока не стало популярным продуктом у российского бизнеса. По оценкам страховщиков, опрошенных "РГ", такой тип полисов оформляют менее 5% компаний. Лучше осознают свои риски и готовы платить за страховку банки и профессиональные участники рынка ценных бумаг.
    В 2023 году по сравнению с 2022 г. количество кибератак выросло на 11%.
    В 2023 году по сравнению с 2022 г. количество кибератак выросло на 11%. / GettyImages

    По оценкам Всероссийского союза страховщиков, в 2023 году количество кибертак выросло на 11% по сравнению с 2022 годом. Однако бизнес не спешит защищаться от таких угроз. "Сегодня в России такой тип полисов не очень популярен, - рассказал директор по рискам "СберСтрахования" Владимир Новиков. - Клиенты по-прежнему предпочитают использовать различные превентивные инструменты обеспечения информационной безопасности. Однако практически любая защита может быть преодолена, и киберстрахование - это инструмент, который позволяет покрыть связанные с этим риски".

    Отдельные отрасли более ответственно подходят к защите от киберугроз. По словам начальника управления страхования ответственности "Ингосстраха" Дмитрия Шишкина, компании, связанные с банковским сектором и ценными бумагами, уже много лет страхуют свои киберриски, т.к. понимают их специфику и уже сталкивались с киберугрозами. Руководитель отдела страхования корпоративной ответственности и финансовых линий компании "Абсолют Страхование" Алексей Алькин обратил внимание на рост интереса к киберстрахованию со стороны малого и среднего бизнеса. Он связывает это со всплеском количества киберугроз и тем, что бизнес стал лучше понимать и осознавать свои риски.

    Основных последствий, к которым может привести киберинцидент, пять, указал Владимир Новиков. Это ущерб информационным системам и данным, расходы на расследование, ущерб имуществу, включая перерыв в производстве, ответственность перед третьими лицами, списание денежных средств.

    У страховщиков сегодня есть продукты, которые покрывают все эти риски. Однако заключенные договоры по киберстрахованию есть всего у шести компаний. Страховых случаев тоже немного, но тут есть своя специфика.

    "Большинство страховых случаев связано с собственными потерями бизнеса: перерывом в производстве, либо шифрованием данных. Однако важно учитывать, что пострадавшие компании предпочитают не обнародовать данные о кибератаке. Поэтому на весь рынок киберстрахования в России зарегистрировано порядка 20 страховых случаев, - рассказал Новиков. - Информация о взломах довольно чувствительна, и некоторые компании предпочитают ее не разглашать".

    "Есть и будут определенные сложности с тем, чтобы страхователи без опасений могли и стремились раскрывать страховщику чувствительную информацию о своей IT-инфраструктуре для оценки риска, - подтверждает и Алексей Алькин. - Возможно, для этого в крупных рисках будет привлекаться третья сторона - профильная IT-компания, интегратор или производитель средств информационной безопасности, что повысит уровень понимания страхователем актуальности покрытия тех или иных киберрисков и размера необходимого лимита ответственности, а также в целом добавит объективности соотношению страхового покрытия и его стоимости.

    Другая сложность связана с возможным объемом утечек. По словам Владимира Новикова, сегодня страховщики готовы предоставить максимальное покрытие по одному страховому случаю, по разным оценкам, в диапазоне от 1 до 2 млрд рублей. Однако этого может быть недостаточно для покрытия ущерба, который потенциально может нанести кибератака.

    На весь рынок киберстрахования в России зарегистрировано порядка 20 страховых случаев, такие продукты есть у шести компаний

    Ранее президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Евгений Уфимцев отмечал, что для развития страхования киберрисков необходим ряд стимулирующих мер, в частности законодательное регулирование, выработка общих стандартов по страхованию, информирование граждан и юрлиц о рисках киберугроз и кибератак. Кроме того, по его словам, необходимо установление налоговых льгот для предприятий: расходы на страхование киберрисков должны быть отнесены на себестоимость, а не покрываться из их прибыли.

    Участники рынка считают, что в законе об обязательном страховании киберрисков должна быть прописана классификация по категориям хранимых данных, поскольку ущерб от утечки, например, медицинской и финансовой информации может быть разным.

    "Компенсация должна зависеть от размера причиненного ущерба, желательно, чтобы страхового покрытия хватало на его полное возмещение, - полагает Дмитрий Шишкин. - Разделение информации по степени критичности необходимо. Например, просто ФИО и телефон - это одна ситуация, а информация о заболевании предполагает более серьезную ответственность и более строгие меры по защите данных. Конечно, можно рассматривать все указанные случаи как возмещение морального вреда, а размер морального вреда по закону устанавливает суд, но лучше заранее установить порядок и размер выплат, а если их не хватит или пострадавший будет с ними не согласен, уже переходить в судебную плоскость".

    По словам Алексея Алькина, требования к размеру обеспечения должны устанавливаться в зависимости от объема данных у конкретного оператора и в зависимости от вида обрабатываемых им данных. "Для кого-то разглашение медицинских данных будет хуже утечки финансово чувствительной информации, для кого-то наоборот, - отмечает эксперт. - Соответственно пострадавшие могут совершенно по-разному оценивать причиненный им вред, в т.ч. с помочью привлечения экспертов. Поэтому очень важны законодательные инициативы, которые вводят общие минимальные стандарты и тем самым упорядочивают действия как пострадавших, так и страхователей и их страховщиков".

    В ВСК обратили внимание, что действующее законодательство не устанавливает стоимости утраты единицы информации - сделать это достаточно трудно, т.к. для разных людей и организаций критичны разные типы данных. В компании полагают, что это будет выяснять суд. При этом эксперты предостерегли, что в этом вопросе возможны и перегибы в сторону пострадавших лиц, которые могут начать заниматься потребительским терроризмом.

    Поделиться