Почему судьба мира на Ближнем Востоке висит на волоске

Перспектива крупной региональной войны стала реальностью на Ближнем Востоке. В воскресенье военный кабинет Биньямина Нетаньяху должен собраться, чтобы решить, каким будет ответ Израиля на иранскую беспилотную и ракетную атаку.

Министры правительства Нетаньяху посреди ночи проголосовали за то, чтобы делегировать это решение крошечному военному кабинету, в который вошли Нетаньяху, министр обороны Йоав Галлант и Бенни Ганц, оппонент Нетаньяху, который присоединился к правительству в качестве министра без портфеля после нападения ХАМАС 7 октября. С этих атак началась спираль насилия, которая поставила Израиль и Иран на грань войны. Судьба ближневосточного региона теперь находится в руках этих трех лиц, отмечает Guardian.

В субботу вечером по восточному времени США Нетаньяху и Байден разговаривали по телефону. Как сообщает телеканал Al-Jazeera, два лидера 25 минут общались по телефону, при этом глава Белого дома заявил, что США будут продолжать поддерживать Израиль в его защите. Также он сказал, что Вашингтон не будет участвовать в каких-либо наступательных действиях против Ирана. Об этом CNN сообщил высокопоставленный представитель американской администрации.

При этом Израиль заверяет США, что любые последующие шаги в отношении Тегерана будут предприниматься после консультаций с Белым домом, а Иерусалим будет предупреждать Вашингтон о своих шагах до начала каких-либо военных действий. Одновременно лидеры в Вашингтоне с нетерпением ждут, каким может быть следующий шаг Израиля. Однако резкие разногласия между Байденом и Нетаньяху, проявившиеся во время войны в Газе и вызывавшие недовольство у главы Белого дома, показали, что глава израильского кабинета министров часто волен принимать решения, не советуясь со своим главным союзником. Министр обороны США Ллойд Остин заявил, что Соединенные Штаты не стремятся к дальнейшему конфликту с Ираном. Эти слова поддержал Энтони Блинкен, госсекретарь США. Но он добавил, что США готовы защищать Израиль и свой персонал в регионе.

Сам Нетаньяху подвергается давлению со стороны своих радикальных министров, уже грозивших ему в начале недели выходом из правительственной коалиции. Так, в воскресенье утром крайне правый министр национальной безопасности Израиля Итамар Бен-Гвир высоко оценил военную защиту от шквала ракет и беспилотников Ирана. Теперь он призывает к самому серьезному ответу против Исламской Республики.

"Пока впечатляющая защита - теперь нам нужна сокрушительная атака", - написал он в соцсетях.

По состоянию на раннее утро воскресенья единственной жертвой воздушного нападения стал 10-летний мальчик в южной пустыне Израиля. Легкие повреждения получила военная база на юге Израиля. В преддверии ожидаемого нападения официальные лица США предполагали именно такой исход: иранские снаряды упадут в пустыню и не вызовут значительных жертв. В этом случае, как предсказывали официальные лица, Вашингтон должен был решительно выступать против опрометчивого ответа Израиля. Иран явно надеется на сдержанный ответ. В сообщении, переданном через его миссию в ООН, Тегеран предположил, что после ответных мер "этот вопрос можно считать решенным".

И Байден, и иранцы прекрасно понимают, что Нетаньяху в идеале хотел бы уничтожить иранские ядерные объекты, которые он уже давно рассматривает как экзистенциальную угрозу Израилю. Превратить их в руины было бы очень сложно без помощи США, но вполне возможно, что он и другие израильские "ястребы" попытаются воспользоваться этой возможностью для реализации своих амбиций.

Как отметил телеканал NBC News со ссылкой на высокопоставленного чиновника Белого дома и высокопоставленного представителя министерства обороны, некоторые официальные лица США обеспокоены тем, что Израиль может предпринять что-то радикальное в ответ на нападения Ирана, не задумываясь о возможных последствиях. Эти опасения частично проистекают из взглядов администрации США на подход Израиля к войне против ХАМАС, а также к нападению в Дамаске 1 апреля на иранское консульство. Иран заявляет, что это было нападение на его территорию. В сообщении цитируется Венская конвенция 1961 года, которая гласит, что нельзя нападать на дипломатические помещения, посольства или консульства.

Израильтяне утверждают, что это была законная цель. Они указывают на убитых ими людей, которые были высшими иранскими военными, включая двух генералов из семи погибших. Исламской Республике потребовалось 13 дней, прежде чем он ответил. Иран утверждает, что это абсолютно законно согласно Уставу ООН. Статья 51 Устава ООН гласит, что ничто не должно ущемлять неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на государство-член Организации Объединенных Наций. Опасность в настоящее время заключается в том, если Израиль снова ответит Тегерану.

Президент Джо Байден в частном порядке выразил обеспокоенность тем, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху пытается еще глубже втянуть США в более широкий конфликт, по словам трех человек, знакомых с его комментариями. Белый дом считает, что израильтяне не стремятся к более широкой эскалации конфликта или прямой войне с Ираном, но официальные лица США не могут быть в этом уверены, сказал высокопоставленный представитель администрации. В Белом доме ранее в частном порядке выразили разочарование решением Израиля нанести удар по зданию иранского консульства в Сирии.

"Я не думаю, что у них была стратегия, - сказал высокопоставленный представитель администрации. - Израильтяне не всегда принимают лучшие стратегические решения".

Чиновники администрации хорошо понимают, что у Нетаньяху есть стимул продолжать военные действия, поскольку это предотвращает распад его коалиции и новые выборы, которые при высоком уровне общественного недовольства деятельностью его кабинета, минимизируют шансы израильского премьера на переизбрание. Хотя ущерб, нанесенный Израилю в результате нападения, был минимальным, эксперты утверждают, что это произошло благодаря надежности израильской ПВО и ее союзников, в первую очередь США, Великобритании и Иордании. Как отмечает Guardian, это также может послужить напоминанием о зависимости Израиля от США в обеспечении безопасности израильтян.

Наконец, иранское нападение отвлекло внимание мировой общественности от ведения Израилем войны в секторе Газа. По данным Al-Jazeera, несмотря на иранское нападение, в воскресенье утром Израиль продолжил наносить удары по сектору Газа. В лагере беженцев Нусейрат было разрушено несколько жилых зданий, где были раненые, которых доставили в больницы Аль-Ауда и Аль-Акса для оказания медицинской помощи. По словам очевидцев, находившихся на севере лагеря беженцев Нусейрат, израильские дроны открыли огонь по людям. Они также заявили, что Израиль сносит дома и уничтожает сельскохозяйственные угодья, что, по мнению экспертов, может быть признаком того, что Израиль расширяет коридор, который он недавно установил, разделяя север и юг сектора.

Наконец, нападение Ирана, вероятно, также развеет слухи в конгрессе США об ограничении поставок оружия в Израиль из-за Газы. По данным Axios, нападение Ирана на Израиль возобновило попытки законодателей-республиканцев принять отдельный законопроект о военной помощи этой стране. Лидер большинства в палате представителей Стив Скализ заявил, что график работы палаты на следующую неделю будет изменен в ответ на нападение. По его словам, на следующей неделе палата представителей откажется от ранее объявленного законодательного графика и вместо этого рассмотрит закон, который поддерживает Израиль. Причем данный документ об оказании иностранной помощи ключевому союзнику будет рассматриваться на Капитолийском холме отдельно от пакета по Украине.

Между тем

Израиль призвал к созыву заседания Совета безопасности ООН, которое состоится в воскресенье в 16 часов по нью-йоркскому времени (23 мск). По оценкам экспертов, было бы удивительно, если бы израильская контратака была бы предпринята до этого.