"Работы выполнены штатно в соответствии с требованиями нормативной документации. Нарушений пределов и условий безопасной эксплуатации не зафиксировано. Радиационный фон на промышленной площадке, в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения не изменился и находится в пределах природных значений", - сообщили в пресс-службе Запорожской АЭС. Теперь все шесть блоков станции находятся в состоянии "холодный останов".
Корреспондент "РГ" приехал на Запорожскую АЭС, чтобы узнать о причинах принятия такого решения и увидеть, что происходит сегодня на этой, крупнейшей в Европе, атомной электростанции.
С начала специальной военной операции Запорожская атомная электростанция находится под охраной российских военных. Для обеспечения безопасности и недопущения катастрофы пять энергоблоков станции остановлены, а один переведен в состояние "горячий останов". Однако украинские боевики усилили обстрелы АЭС с помощью беспилотных летательных аппаратов, что может привести к радиоактивной катастрофе.
"Зафиксирован обстрел объектов критической инфраструктуры станции. В район забора, за которым размещены баки с дизельным топливом, было сброшено безоболочное взрывное устройство. Если бы попали в баки - это могло бы привести к печальным последствиям. Подобные атаки недопустимы, - говорит директор обособленного подразделения (ОП) Запорожской АЭС Юрий Черничук.
"На это, - продолжает , - указывает и МАГАТЭ в своих заявлениях. Но несмотря ни на что, мы фиксируем продолжающиеся обстрелы. На станции состоялась ротация экспертов МАГАТЭ. Инспекторы были ознакомлены с фактом данного прилета и возможными последствиями подобных атак. Еще раз подчеркиваю - атаки на станцию и объекты ее инфраструктуры недопустимы. Последствия могут быть ужасными".
Присутствие на АЭС международных наблюдателей из Канады, Словакии, Южной Кореи и Испании не останавливает ВСУ. Вот хроника ударов украинских боевиков.
Шестого апреля - зафиксированы прилеты дронов в районы грузового порта и азотно-кислородной станции N 2. По счастливой случайности повреждений критически важной инфраструктуры и нарушений работы систем атомной станции не произошло.
Седьмое апреля: дрон-камикадзе разорвался в расположенной на территории Запорожской АЭС столовой. В результате взрыва был поврежден грузовик с продуктами. Ранены несколько человек персонала. Любопытно, что за 20 минут до атаки беспилотника рядом со столовой проходил плановый обход экспертов МАГАТЭ. Еще один прилет в этот же день зафиксирован в районе грузового порта.
Восьмое апреля: над АЭС был сбит украинский дрон, который упал на крышу энергоблока N6. Саперы обезвредили боевую часть, и поэтому детонация заряда не произошла. Оборудование и кровля машинного зала энергоблока не пострадали.
Девятое апреля: атаке беспилотника подвергся единственный в мире учебно-тренажерный центр Запорожской АЭС, где энергетики отрабатывают действия на случай возникновения внештатных ситуаций на атомных станциях. К счастью, в результате налета никто из энергетиков не пострадал.
Кроме того, в результате обстрелов произошло отключение высоковольтной линии электропередач "Ферросплавная-1", от которых зависит работа оборудования прудов-охладителей ядерного топлива.
Персоналу атомной станции пришлось в авральном режиме обеспечивать нормальную работу инфраструктурных объектов.
Здесь следует знать, что после аварии на Чернобыльской АЭС инженерная защита энергоблоков на атомных станциях Советского Союза была усилена.
По словам доцента Института ядерной энергии и промышленности Севастопольского госуниверситета, кандидата технических наук Юрия Браславского, реакторный цех находится под железобетонным куполом специальной конструкции.
Причем толщина бетона более одного метра. Купол может выдержать падение тела весом 10 тонн, летящего со скоростью 750 км/ч - это самолет среднего размера. Даже единичное попадание тяжелого боеприпаса - крупнокалиберного снаряда или авиабомбы не приведет к физическому повреждению реактора и не нарушит защиту купола.
Спровоцировать экологическую катастрофу с радиоактивным заражением местности способно планомерное разрушение объектов критической инфраструктуры станции, и в том числе удары по хранилищу с резервуарами отработанного ядерного топлива (ОЯТ).
К моменту начала специальной военной операции в сухом хранилище Запорожской АЭС находилось 174 бетонных контейнера, в каждом из которых размещается по 24 сборки с облученным ядерным топливом. В случае нанесения удара по хранилищу отходов может произойти радиоактивное заражение местности.
"Радиоактивные отходы хранятся в специальных контейнерах. Они не такие летучие и легко распространяемые, как радиоактивные вещества, которые могут вылетать из действующего реактора. Поэтому все зависит от того, сколько контейнеров может быть повреждено", - заявил в эфире телеканала "Первый севастопольский" ученый-ядерщик Юрий Браславский.
В августе 2022 года Минобороны России предупредило о том, как может развиваться чрезвычайная ситуация на Запорожской АЭС. Как заявил начальник войск радиационной, химической и биологической защиты генерал-лейтенант Игорь Кириллов, в случае отказа резервных дизель-генераторов и мобильных насосов при нештатной ситуации произойдет перегрев активной зоны и разрушение реакторных установок. Произойдет выброс радиоактивных веществ в атмосферу. В результате при существующей розе ветров в зоне бедствия кроме Украины, России и Беларуси окажутся территории Германии, Польши, Румынии, Словакии и даже пострадать могут страны Скандинавии.
На Запорожской АЭС построено шесть энергоблоков с произведенными в Ленинграде реакторами ВВЭР-1000. После ввода в эксплуатацию в 1984 году атомная станция стала крупнейшей в Европе. 29 марта 2015 года выработка электроэнергии Запорожской атомной станцией превысила 1 триллион кВтxч. По мнению специалистов, этой электроэнергии хватит для беспрерывной работы электрического чайника в течение 60 миллионов лет или горения обычной 50-ваттной лампочки в течение 2,5 миллиарда лет. Для производства такого количества электроэнергии на ТЭС потребовалось бы сжечь более 700 миллионов тонн угля или почти 350 миллиардов кубометров природного газа.
До февраля 2016 года ядерное топливо на Запорожскую АЭС поставлялось из России, но потом на станции приняли пробную партию топлива американской Westinghouse Electric. Обеспечение работы смешанной активной зоны реактора потребовало модернизации систем внутриреакторного контроля, что вызывало у специалистов немало опасений.