Хотя доля банкротств юридических лиц по сравнению с общим количеством зарегистрированных компаний в России мала - всего 2,6%, каждое новое банкротство всегда привлекает внимание.
Согласно данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве в России, подавляющее количество процедур банкротства заканчивается распродажей имущества - в 99% случаев у попавшего в банкротство предприятия нет шансов закончить свой путь иным способом.
Но и это не самое страшное. В процедуре банкротства предприятия могут работать, что чаще всего и происходит. Но такая деятельность не очень эффективна, так как направлена лишь на сохранение актива в продаваемом виде. Да и у конкурсного управляющего нет задачи развивать бизнес - его задача собрать все имущество, продать и поделить деньги между кредиторами. Проблема в том, что компании, попавшие в банкротство, находятся в нем непозволительно долго для нашей экономики. Имущество таких предприятий ветшает, часть работников увольняется, а налоги платятся не в полном объеме или не платятся вовсе. За последние 10 лет средний срок банкротства вырос почти в 2 раза и по итогам 2023 года составил 45 месяцев.
Большинство процедур банкротства проходят две стадии: наблюдение (в среднем занимает 7 месяцев) и конкурсное производство (38 месяцев). Что происходит в наблюдении? Кредиторы предъявляют свои требования, суд их рассматривает и включает в реестр кредиторов. А назначенный судом арбитражный управляющий получает от руководства компании документы, выявляет причины, приведшие к банкротству, и готовит отчет о том, можно ли восстановить предприятие.
Кроме того, в наблюдении пока еще действующее руководство должника продолжает управлять предприятием, зачастую руководствуясь принципом "после нас хоть потоп".
Как уже отмечалось, в 99% случаев восстановить платежеспособность предприятия нельзя, и вводится конкурсное производство, в рамках которого распродается имущество. А если результат один и тот же, зачем тратить 7 месяцев? Не проще ли сразу при рассмотрении заявления о банкротстве решать - можно восстановить платежеспособность или нет?
Может возникнуть вопрос, а как быть с установлением требований кредиторов. Во-первых, требования можно включать и в конкурсном производстве. Во-вторых, и здесь нам на помощь приходит статистика Верховного суда РФ, в 95% случаев судебное рассмотрение требований - формальность. Требования никем не обжалуются, то есть кредиторы и суд впустую тратят время. В Госдуме уже есть законопроект Верховного суда РФ, решающий эту проблему, который, мы надеемся, будет в скором времени принят.
Сделав процедуру наблюдения необязательной, можно на 7 месяцев быстрее возвращать активы в оборот. А можно ли сократить срок конкурсного производства и работающие предприятия быстрее возвращать в экономику? Можно. Основная задача конкурсного производства - продажа имущества компании, попавшей в банкротство, и расчеты с кредиторами. Обычно конкурсный управляющий, который становится главным управленцем предприятия на этой стадии, проводит инвентаризацию предприятия (на это закон ему отводит 3 месяца), оценку (еще 3 месяца) и выставляет имущество на торги.
И тут есть еще одна точка роста в эффективности банкротства. Торги проходят в несколько этапов: первые, повторные и посредством публичного предложения. Первые торги представляют собой классический английский аукцион на повышение (на это закон отводит минимум 25 рабочих дней), то есть информация размещена, любой желающий может заявиться на торги. Если желающих не будет, то торги признают несостоявшимися и будут назначены повторные. Если повторные торги не состоятся, тогда назначаются торги посредством публичного предложения. Они представляют собой аналог голландского аукциона, который проводится с понижением цены - определяется график снижения, и желающие могут подавать заявки в течение определенного срока. Если заявка поступила, то продают имущество ее автору. Если их несколько - тому, кто предложил цену выше. Если заявок нет, то переходят на следующий этап, где цена ниже. И так пока не будет найден покупатель.
Статистика последних 15 лет показывает, что такой подход неэффективен. В 96% случаев найти покупателя на первых и повторных торгах не удается. Почти все имущество продается в публичном предложении. То есть получается, что впустую тратится еще 3 месяца.
Что можно сделать? В профессиональном сообществе уже давно сформировалось решение. Нужно скорректировать закон, предусмотреть возможность торговать сразу с этапа публичного предложения с возможностью перехода к аукциону на повышение, если поступило несколько заявок от потенциальных покупателей. Так называемый англо-голландский аукцион. Такой механизм уже описан в законопроекте правительства, который призван кардинальным образом реформировать институт банкротства страны, но когда он будет принят - неизвестно. Механизм "англо-голландского аукциона" сократит срок возвращения активов в экономику еще минимум на 3 месяца.
Также есть еще одна точка роста, которая позволит быстрее возвращать активы в экономику - донастройка уже существующего в законе механизма замещения активов. При замещении активов на базе предприятия-банкрота создается одно или несколько акционерных обществ, куда передается все имущество, лицензии, технологии, переводится персонал. Акции такой новой компании находятся на балансе банкрота и подлежат продаже как любое другое имущество. Плюс в том, что начинает работать новая компания, не обремененная долгами. Она уплачивает налоги, сотрудники сохраняют работу. Основной минус существующего сегодня механизма замещения активов - отсутствие вариативности, ведь можно создать только акционерное общество, а это сложно и долго. Изменить это легко - нужно внести небольшие изменения в несколько статей и разрешить в рамках замещения активов создавать ООО.
Так всего три изменения могут сократить срок нахождения предприятий в банкротстве почти на год. Что же даст такое сокращение для экономики нашей страны и общества? А вот что:
Не будут уплачиваться лишние платежи на содержание имущества и ведение процедуры, да и стоимость денег во времени никто не отменял - рубль сегодня всегда лучше, чем тот же рубль через год.
Подпись к фото: Кирилл Дёмин, вице-президент Сбербанка, директор департамента по работе с проблемными активами.