Олаф Шольц приехал в Китай защищать немецкий бизнес

Центральной темой трехдневной поездки канцлера Германии Олафа Шольца в Китай стали вопросы экономики. Его сопровождают многочисленные представители немецкого бизнеса, а также три министра - транспорта, сельского хозяйства и экологии.
Шольц начал поездку в КНР с осмотра заводов немецких автопроизводителей, которых теснят китайские гиганты.
Шольц начал поездку в КНР с осмотра заводов немецких автопроизводителей, которых теснят китайские гиганты. / Reuters

Состав делегации и рекордная для Шольца продолжительность зарубежного визита напоминают о временах, когда двусторонние связи были на подъеме. Некоторые в ФРГ считают, что Шольц продолжает линию Ангелы Меркель, которая за 16 лет правления побывала в КНР 14 раз. Но во время пандемии германо-китайские контакты на высшем уровне прервались и возобновились только в конце 2022 года, уже в иных политических и экономических условиях.

Свою поездку Шольц демонстративно начал с посещения заводов немецких компаний в Чунцине и Шанхае. Но для немцев речь сейчас идет не столько о совместном бизнесе с Китаем, сколько защите своих экономических интересов. Германия считает, что ее компании подвергаются дискриминации на китайском рынке, и требует "справедливых условий конкуренции". В то же время немецкие производители проигрывают конкуренцию китайцам уже и у себя на родине, в частности на рынке электромобилей. Однако идти на прямой торговый конфликт с Китаем Берлин, в отличие от европейских чиновников в Брюсселе, явно не хочет. Обсуждать спорные вопросы, по словам Шольца, "необходимо с позиции уверенной конкурентоспособности, а не из протекционистских побуждений".

Канцлер Германии опасается втягиваться в торговый конфликт с Китаем

При этом канцлер и сам признает, что "бизнес как обычно" с Китаем уже не возможен. Не желая разрыва с китайской экономикой, который может стать очень болезненным для самой Германии, Берлин тем не менее взял курс на так называемое "уменьшение рисков", пытаясь по возможности снизить свою экономическою зависимость от Китая. "Во всех учебниках по экономике говорится, что в деловых отношениях не следует класть все яйца в одну корзину", - заявил Шольц в интервью газете Tagesspiegel накануне своей поездки, указывая на необходимость поиска иных, помимо китайских, источников поставок, особенно в части критически важных сырья и компонентов.

К тому же теперь в отношениях Берлина и Пекина все большую роль начинает играть политика, и две политические темы, которые Шольц наверняка будет обсуждать в Пекине, - это украинский конфликт и Тайвань. Страны Запада давно и безуспешно пытаются привлечь Китай к своему антироссийскому курсу, а также сильно опасаются возможного конфликта в Тайваньском проливе, последствия которого могут быть разрушительны для немецкой экономики. Накануне визита многие политики в Берлине требовали от канцлера ясно высказаться в Пекине по обоим этим вопросам.

Но в то, что канцлер действительно возьмет резкий тон в Пекине, никто из этих "горячих голов" на самом деле не верит. Наоборот, они сейчас опасаются, что ради экономики канцлер возьмет курс на "умиротворение" Пекина и, поднимая сложные политические вопросы, постарается их при этом не заострять.