В сообщении агентства говорится, что возобновили работу две установки первичной переработки нефти на Рязанском НПЗ, атакованном БПЛА 13 марта, а также установки на НПЗ в Куйбышеве и Сызрани, получившие повреждения в ночь с 15 на 16 марта. То есть на их ремонт понадобился месяц. Пострадавшие от БПЛА мощности первичной переработки нефти в нашей стране, по оценке Reuters, сократились с приблизительно 900 тыс. баррелей в сутки до 660 тыс. баррелей в сутки.
По словам эксперта и руководителя аналитического центра "Яков и Партнеры" Геннадия Масакова, в 2024 году было совершено 15 атак беспилотников по 13 НПЗ на территории России. Серьезные повреждения понесли семь, среди них заводы в Рязани и Сызрани.
Известно, что также из этой семерки закончен ремонт на Волгоградском НПЗ. То есть остаются в ремонте еще четыре НПЗ из наиболее пострадавших от атак беспилотников. Сезон растущего спроса на бензин начинается в мае-июне и достигает своего пика в июле-августе. Поэтому наиболее оптимальным стало бы завершение всех ремонтов на НПЗ к началу лета.
Причем, как отметил в беседе с "РГ" начальник аналитического отдела ИК "Риком-Траст" Олег Абелев, не у всех НПЗ сезонный спрос одинаково высокий, они имеют специализацию, одни выпускают продукты легких фракций, другие - тяжелых, и на всю эту продукцию есть свой сезонный спрос. На основе открытых источников данных мы знаем, что устранение большинства дефектов, вызванных БПЛА, потребует одного-двух кварталов.
В сезон отпусков больше всего растет спрос на бензин. Поэтому наиболее важным становится выход после ремонта Нижегородского НПЗ (НОРСИ), на который приходится до 8% всего производства этого вида топлива в стране, поясняет глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Эксперт подчеркивает, что проблемы у НОРСИ начались до налетов БПЛА и были связаны с ремонтом одной из двух установок каталитического крекинга, вышедшей из строя еще в прошлом году. Комплектующие для нее было возможно заказать только в недружественных странах - Франции, Германии, Италии. И такие же трудности могут возникнуть у любого российского НПЗ, поскольку все они работают на европейском оборудовании.
А ведь помимо внеплановых ремонтов есть еще и плановые остановки производства на профилактику, которые могут удлиниться из-за недоступности каких-то запчастей. В минэнерго на запрос "РГ" о графике выхода НПЗ на плановые ремонты не ответили. Но, как отмечает заместитель председателя набсовета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев, всю жизнь у нас ремонты НПЗ были не только до начала сезона роста, но и во время него. Но минэнерго держит ситуацию на контроле, и часть запланированных ремонтов может быть перенесена.
Сказанное, впрочем, не отменяет проблем с комплектующими. Но, по мнению эксперта ИРТТЭК Елены Зотовой, сроки плановых ремонтов не будут удлиняться, неопределенность возникает с внеплановыми работами, когда компания вынуждена срочно искать то или иное оборудование и комплектующие. Санкции против российского ТЭК, в том числе и запрет на поставку западного оборудования, действуют уже около десяти лет, и за это время компании нашли способ справляться с обслуживанием НПЗ и продолжать их модернизацию, в том числе посредством сотрудничества с компаниями из дружественных стран и с помощью отечественных производителей. Российская сервисная и машиностроительная отрасль заметно выросла за последние годы, и отечественные предприятия сегодня готовы оказать нефтяникам помощь при фарс-мажорных ситуациях.
С этим согласен Гусев, который отмечает, что со всех сторон есть определенные подстраховки: технологические, технические, регламентные. Делаются дополнительные запасы топлива, биржевые цены снижаются, причин для беспокойства пока нет, считает эксперт.
Симонов также отмечает, что кризиса на топливном рынке не предвидится, более того, производство бензина уже сейчас может показать рост, а к июню все незапланированные ремонты на НПЗ должны завершиться. Но в отношении иностранных комплектующих для НПЗ эксперт менее оптимистичен.
Понятно, что оборудование в Европе для НПЗ было дешевле, чем если бы его производили в России, но озаботиться собственным производством комплектующих для таких стратегически важных объектов, как НПЗ, стоило бы раньше, считает эксперт.
Теперь остается только покупать аналоги в Китае и "докручивать" их здесь, поскольку они не подходят под европейские установки, или заниматься параллельным импортом. Но здесь сразу возникают вопросы - поскольку это не автомобиль, оборудование штучное. Да и расходы из-за этого возрастают, уточняет эксперт.