Почему санкции не заставят Японию отказаться от российских энергоносителей

Даже несмотря на санкции, Япония продолжит сохранять долю в российских нефтегазовых проектах, поскольку для Токио Сахалин 1 и Сахалин 2 - это гаранты долгосрочной энергетической безопасности. Примерно каждый десятый кубометр газа отправляется в Японию, а в структуре японского импорта СПГ газ с Сахалин 2 занимает более 10%. И заменить его у Токио не получается, рассказал в беседе с "Российской газетой" доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Г. В. Плеханова Павел Севостьянов.

Ранее стало известно, что Япония планирует сохранять долю в нефтегазовых проектах РФ. Это было отмечено в ежегодном докладе МИД страны "Синяя книга по дипломатии", которая публикуется на сайте ведомства. В документе также подтверждается намерение японских дипломатов постепенно ликвидировать зависимость от российских энергоносителей, включая уголь и нефть, однако таким образом, чтобы максимально нивелировать негативное влияние на граждан и бизнес.

Севостьянов объяснил "РГ", что, если отодвинуть в сторону санкционную риторику, то получается следующее: проекты Сахалин 1 и Сахалин 2 создавались в середине 1990-х годов, когда у России не было достаточной технологической базы добычи со дна Охотского моря нефти и газа и строительства завода СПГ. Затем у России, уже в 2000-е, технологическая база вышла на мировой уровень, и структура собственников проектов изменилась в пользу Москвы. Иностранные участники сохранились. "Все эти годы проекты были экономически очень выгодными и, в сущности, стали образцом СРП-проектов. Более того, участие в этих проектах нужно было больше иностранным участникам, чем России, которая может просто продавать нефть и газ с этих проектов. Конечно, и Япония этого не скрывает, данные проекты чрезвычайно важны для энергобезопасности этой страны. Глубоководный скважинный фонд, а есть скважина и на 13 км глубиной, имеет очень высокий дебет продукции и находится максимально близко к Японии", - отметил эксперт.

Севостьянов подчеркнул, что прошлогоднее незначительное сокращение импорта российского СПГ в Японию связано скорее с сокращением потребностей последней, и объясняется прежде всего замедлением промышленного производства.

Что касается заявления Японии о "поэтапном отказе от зависимости от российских энергоносителей", то это, на самом деле, повторение декларации прошлогоднего климатического саммита COP26, участником которого является и Россия, в которой страны-участницы решили "поэтапно прекращать неэффективное субсидирование" ископаемых видов топлива, сказал эксперт. "Собственно, и Россия стратегически движется по пути декарбонизации и углеродной нейтральности, это и есть глобальная климатическая политика и какого-то нового "жесткого" решения здесь просто нет", - резюмировал Севостьянов.