Одним из основных факторов, определяющих такое состояние дорог и сооружений, является их протяженность. В России около 1600 тысяч километров дорог общего пользования, из них около 63 процентов - местного значения и только четыре процента - федерального. Большое влияние имеют также высокая нагрузка на дороги и сооружения, нарушение правил движения тяжеловесного транспорта, несоблюдение нормативных сроков ремонтных и реконструкционных работ.
При этом искусственные сооружения (мосты и эстакады) можно отнести к критически важным объектам дорожной инфраструктуры. Так что организация контрольно-надзорных мероприятий, связанных в том числе с регулярным обследованием их состояния, должна играть важную роль. Эти сооружения всегда испытывают повышенные напряженно-деформационные нагрузки. Контроль нужно проводить не дискретно, а постоянно, создавая систему непрерывного мониторинга технического состояния мостов (например, с использованием компьютерного моделирования, установки специальных тензодатчиков и другого оборудования). Это позволит отслеживать нагрузки и деформации сооружения в режиме реального времени.
Своевременность реконструкции и модернизации искусственных сооружений - важная задача. С началом национального проекта "Безопасные качественные дороги" (в частности, проекта "Региональная и местная дорожная сеть") можно наблюдать позитивное движение в сторону строительства и реконструкции региональной и местной дорожно-транспортной сети. Так, исполнение "БКД" по итогам 2023 года составило почти 100 процентов, на мероприятия направили 526,7 миллиарда рублей. Это на 7,4 процента больше, чем за 2022-й.
В федеральном проекте "Региональная и местная дорожная сеть" на текущий год предусмотрено приведение в нормативное состояние 139,3 тысячи погонных метров искусственных сооружений, а к 2030-му этот показатель должен достичь 290 тысяч метров.
В прошлом году было построено, отремонтировано и реконструировано около 750 искусственных сооружений. Как смотрится эта цифра на общем фоне? В России насчитывается более 42 тысяч мостов общей протяженностью более 2,1 миллиона погонных метров. Если предположить, что все они нуждаются в реконструкции и модернизации (что, конечно, не соответствует реальному уровню износа дорожной сети), то при объемах строительных работ, заложенных в национальный проект на 2030 год, стране понадобится чуть более семи лет на приведение их в нормативное состояние. То есть в целом намеченные темпы приведения искусственных сооружений в нормативное состояние выглядят вполне адекватными.