Год назад Госдума приняла законопроект, который распространяет целевое бюджетное обучение на направление "Рыболовство" (вначале закон предусматривал только сферы сельского хозяйства и инженерии). Изменения внесены в ФЗ "Об образовании" - в этом учебном году вузы получили право заключать целевые договоры на подготовку рыбаков-курсантов, а также трудоустройство выпускников. Причем именно в тех компаниях, по заявке которых проводится обучение.
- Молодые специалисты получают необходимый опыт и навыки, только поработав в море, и для этого требуется не один год, - считает президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев.
В прибрежных регионах СЗФО для этого начали систематизировать подготовку по принципу "от парты до штурвала".
- Работаем совместно с индустриальными партнерами - крупнейшими рыбопромысловыми, судостроительными предприятиями, предприятиями Арктического рыбопромышленного кластера, - рассказала во время прошедшего в Архангельске симпозиума "Региональные аспекты рыбного хозяйства" ректор Северного (Арктического) федерального университета Елена Кудряшова.
По ее словам, удалось заключить более 40 договоров с крупным рыбопромысловым и рыбоперерабатывающим бизнесом. Причем не только на Белом море, но и на Черном - специалисты вуза будут растить форель на племенном заводе Краснодарского края.
Отметим также, что понятие "рыбак" в современном мире кардинально изменилось. Если раньше в понимании людей это был "мужик с удочкой", то теперь в рыбопромышленном комплексе работают специалисты по судовождению, эксплуатации судовых энергетических установок, судовому электрооборудованию, холодильным установкам. Если 200 лет назад поморы сами занимались разделкой рыбы, то теперь обработка биоресурсов стала отдельной специальностью. А в прошлом году в Архангельске впервые начали готовить студентов по совершенно новому для региона направлению "Водные биоресурсы и аквакультура" - сейчас по этой программе учатся 15 человек.
Но наиболее высокий спрос сегодня на профессионалов морского промысла - в Архангельской области на предприятия рыбной отрасли требуются квалифицированные матросы, технологи по производству рыбных консервов, обработчики рыбы. Зарплата - до 150 тысяч рублей.
Сегодня в школе рыболовства и морских технологий Северного (Арктического) федерального университета учатся более 500 студентов. Главное, чтобы после получения диплома они пришли на суда. А это уже сфера ответственности работодателей.
- Пока рыбопромышленные предприятия не будут видеть в практикантах перспективных специалистов среднего и руководящего звена, а будут видеть только практикантов, закрывающих бреши в рабочих руках, толку не будет. Даже спонсорская помощь не так нужна - важнее, чтобы практиканты на судах были обласканы. Сейчас это происходит не везде, - констатировали участники форума.
И предложили вернуться к советскому опыту привлечения кадров.
- Во времена СССР в положении о молодом специалисте были четко прописаны первые подъемные, заработная плата, квартирный вопрос - причем в конкретной последовательности. Заранее оговаривались также шаги по карьерной лестнице. Важно и то, что это был единый документ для всей страны - в результате выпускники без страха отправлялись работать на суда в любой конец великой державы.
Совершенно по-другому строились и практические занятия. Во всяком случае, драить палубу от зари до зари молодежь не заставляли - если в первую неделю студенты замещали должности рабочих, то во вторую пробовали себя в роли специалистов среднего звена. А в итоге получали полную "картинку" производственного процесса.
- В практику нужно внедрять индивидуальные планы. Особенно в среднем профессиональном образовании: чтобы практика была удобна и работодателю, и студенту, чтобы проходила в сезон, - предложил во время симпозиума декан факультета зооинженерии и биотехнологий Санкт-Петербургского аграрного университета Сергей Скляров.
Речь сегодня идет и о персональном сопровождении студентов - вести его должны предприятия, заинтересованные в новых кадрах. А именные стипендии бизнеса - это гарантия того, что выпускник не будет сомневаться, куда "пристроить" свой диплом.
Но главное, конечно, мотивация - важно "заразить" профессией, дать почувствовать ее на вкус. В прямом смысле этого слова. Так, в Петербургском аграрном университете студенты открыли стартап, в котором отрабатывают технологию выращивания пресноводной креветки. Создали ферму по выращиванию креветок, промышленную лабораторию. Хотя производство, конечно, маленькое, будущие выпускники уже четко представляют, чем будут заниматься после окончания вуза.
Для привлечения молодежи в рыбную промышленность сейчас используются и преимущества федеральной программы "Профессионалитет", студенты которой имеют возможность стажироваться в ведущих отраслевых компаниях, проходить обучающий интенсив за короткий срок в условиях, максимально приближенных к реальным. О результатах судить пока рано, тем не менее во время симпозиума представители программы из Калининградской области отметили закономерность: количество прогулов у студентов "Профессионалитета" стремится к нулю.
Тем временем в Архангельской области проект "Агрокадры 29" планируется дополнить блоком профессий в сфере рыбного хозяйства и товарного рыбоводства. Кроме того, рассматривается возможность открыть в биологическом лицее столицы Поморья агролабораторию по аквакультуре.