Увлечение эпохой в Вологодской области дошло до того, что в магазинах снова стали реанимировать отделы букинистической литературы, ранее закрывшиеся в областном центре из-за невостребованности.
В магазины старой книги и советских товаров тянет не только соскучившихся по игрушкам и посуде из детства. Например, в открывшийся в прошлом году вологодский видеосалон, где на ковре установлен телевизор с видеомагнитофоном, ходит молодежь и смотрит фильмы со Шварценеггером и Сталлоне, погружаясь в 80-е и 90-е.
Но если видеосалоном занимаются молодые люди, повторяя в жизни то, что увидели на кадрах нашумевшего сериала "Слово пацана", то зачем все это нужно предпринимателям, которые вместо продажи недорогих и новых товаров решаются торговать бывшими в употреблении вещами?
Как объясняет владелица комиссионного магазина в Вологде Ольга, комиссионный бизнес не приносит больших доходов в небольшом городе, а вот мороки много - нужно приводить товары в надлежащий вид, а это значит - мыть, гладить и ремонтировать.
Предприниматель Сергей, открывший магазин этого направления четыре года назад в Череповце, согласен с оценкой. По его словам, в случае с подобным форматом намного больше человек приходит посмотреть и получить удовольствие от рассматривания вещей из прошлого, чем приобретать советские товары. "Вот смотрите, я подсчитал недавно, что в один из дней в магазин заглянуло около 300 человек, а покупки сделали только 20 человек. Что с этим делать? Некоторые советуют уже брать деньги за вход в магазин, а я этого делать не хочу", - делится подсчетами бизнесмен.
Но и бросить магазин он не может. До этого он занимался автосервисом и, как он говорит, "мучился с пьяницами-подчиненными". Однажды в Ярославле он обратил внимание на один из антикварных магазинов, и, хотя ничего в этом отделе ему не приглянулось, он постепенно понял, что похожим бизнесом ему хотелось бы заниматься. По его словам, к советской направленности комиссионки он пришел "во сне". Предприниматель увидел картинку, что именно должно стоять на стеллажах. И это были, как он говорит, именно товары "сделано в СССР".
Сначала он снял площадь размером 60 квадратных метров, а затем переехал в отдел площадью в 500 квадратных метров, так как прилавки не вмещали все изобилие советских товаров, которые ему привозили не только из Череповца, но и из Вологды и Архангельской области. Частые гости в его магазине - специалисты по антиквариату и коллекционеры, которые напрямую заказывают ему товары своей мечты. Порой это люди со сложной судьбой, готовые на многое ради очередного экземпляра в коллекции.
В Вологде такие собиратели едва ли не дерутся в магазине из-за ценного, на их взгляд, значка. А в Череповце коллекционер старых холодильников наводнил ими четырехкомнатную квартиру, где из мебели остались только диван и стол. Роль шкафов для обуви, одежды и посуды выполняют... холодильники. "Он меня приглашал в гости, это смотрится необычно. Но надо отметить, что он живет один, без семьи", - рассказывает предприниматель о своих постоянных покупателях.
Увлеченные и идейные люди - основа основ для магазинов, где основную массу составляют товары советского производства. Например, Сергей стал поставщиком посуды, текстиля и одежды советских времен для семьи, хозяйка которой принципиально приобретает только вещи пятидесятилетней давности.
Вологодская предпринимательница Ольга решилась открыть подобный отдел, когда думала, какой бизнес ей выбрать. Она набрала в поиске "бизнес без затрат", и ей выпал ответ - "комиссионный магазин", так как в этом бизнесе не надо тратиться на закупку товара, его приносят сами люди. Сначала Ольга думала, что можно будет заработать на продаже антиквариата, но выяснилось, что в комиссионках гораздо быстрее продаются недорогие, но востребованные посуда, хрусталь, ложки и вилки из мельхиора, керосиновые лампы, детское белье, цветная посуда.
В Череповце - похожая тенденция. Чтобы усилить интерес к советскому, владелец магазина закупает у жителей то, что хранилось в квартирах "на всякий случай". Так у него на прилавках появились папиросы "Беломор" и алкоголь, произведенные в 80-е годы прошлого столетия. Вином он не торгует, а лишь использует полные бутылки для стилизации интерьера.
Перед входом в магазин играют советские мелодии, а иногда, раз в две недели, к нему заходит дедушка и играет на гармошках, выставленных на продажу. Этому покупателю уже около 90 лет, и его выступления бизнесмен снимает на видео и публикует в интернете. Все это вызывает сильный эмоциональный отклик в людях, которые скучают по прошлому. В Череповце постоянные покупатели вызываются бесплатно перебирать книги, а в Вологде владелице и продавцам постоянно приносят котлеты и пироги.
В Вологде предпринимательница понимает, что она могла бы заработать, перепродавая, например, иконы или подержанную бытовую технику. Но на первый вариант она не согласна по убеждениям, а в технике все же нужно разбираться. "Наш бизнес - не для ленивых. Всегда с людьми, всегда в работе", - говорит Ольга.
А в городе металлургов недавно одна из посетительниц предложила предпринимателю провести экскурсию по магазину. Девушка оказалась школьной учительницей. Класс разделили на две группы, и Сергей показал и рассказал, как жили в СССР. Ребятам понравилось, говорит он. На прощание он подарил каждому по пионерскому галстуку. "Пусть знают, какое интересное у нас было детство", - описывает экскурсию череповецкий бизнесмен.