В нынешнем году действительно были опасения, что из-за приказа Минсельхоза рыбаков станет меньше. Но ничего подобного не случилось, туристы приедут все равно. Причем количество гостей трудно даже подсчитать, ведь большинство из них селятся дикарями в палатках по берегам водоемов. Самолеты из столицы летят при полной загрузке, а бронирование мест на многочисленных турбазах, расположенных на реке, начинается еще осенью.
Ажиотаж вызван ходом воблы, которую можно поймать только в дельте Волги. Зимует она в Каспийском море, где и нагуливает вес и жирок. Отсюда отменные вкусовые качества, которые делают ее столь желанной добычей. Почему в этом году рыбакам позволили ловить воблу только десять дней? По данным ученых, за 20 лет ее улов сократился практически в 100 раз. А в прошлом году был рассчитан критический уровень запасов рыбы в 19 тысяч тонн. Это порог вымирания вида. Воблу решили спасать, поэтому и установили столь короткий период для вылова.
Главной причиной сокращения запасов эксперты считают браконьерство. По оценкам ученых, сейчас незаконная добыча воблы превышает официальный вылов в 2,5 раза и составляет около 2,5 тысячи тонн. Обычно она ведется под видом любительской и туристической рыбалки. Это очень выгодно, потому что цены на свежую и вяленую воблу год от года растут в геометрической прогрессии. А это еще больше увеличивает нездоровый интерес к ее вылову. Так, прошлой весной цена килограмма свежей воблы достигла рекордных 300 рублей. А широко известная по всей России вяленая вобла продавалась по тысяче рублей за килограмм, что сопоставимо с ценами на лососевые породы. Дать точный прогноз на нынешнюю весну сложно, однако продавцы на астраханском рынке утверждают, что стоить свежая будет в среднем от 500 рублей за килограмм, а вяленая - примерно по 1200.
Итак, ловить воблу можно будет только десять дней, а в остальное время, с 6 апреля и до конца года, действует полный запрет. Не отменяется и ежегодный для Астраханской области нерестовый запрет на вылов всех видов рыбы с 16 мая по 20 июня. Но, несмотря на такие жесткие ограничения, регион готовится к наплыву туристов.
Руководитель центра бронирования рыболовных баз в Астраханской области Елена Чернова рассказала "РГ", что сейчас мест на турбазах уже практически нет. И заметьте, никто от брони не отказался.
- Многие туристы едут к нам целенаправленно порыбачить. В настоящее время цена за проживание на астраханских турбазах начинается в среднем от 5,5 тысячи рублей с человека в сутки. Сюда входит пансион с питанием, лодкой и услугами егеря. Большинство пользуется полным пакетом. Продолжительность тура - минимум три дня, на сезон ловли воблы - от пяти до десяти дней. Турбазы уже очень плотно забронированы, апрель - это всегда самый высокий сезон. Ограничения на вылов не повлияют на цены, потому что все уже раскуплено загодя. Но на следующий год стоимость проживания на разрешенный период ловли воблы может вырасти. Кстати, в Астрахани турбазы бронируют за полгода не только на весенний сезон - уже началось массовое бронирование на осень и зиму. О весне и говорить нечего, у нас аншлаг.
"Тысячи россиян каждую весну приезжают к нам именно ради рыбалки. Астраханцы всегда рады гостям. Но хочу предупредить всех иногородних туристов: ситуация с воспроизводством водно-биологических ресурсов сложная. Защитить Волгу - наш общий долг. Поблажек никому не будет", - написал губернатор Игорь Бабушкин в телеграм-канале.
Какие же строгости введены для рыбаков в этом году?
Согласно правилам суточная норма вылова для рыболовов-любителей не должна превышать десяти килограммов. На этом рыбалку многочисленным туристам и местным жителям предлагается прекратить до следующего дня. Если человек остается у воды на второй день, то независимо от дальнейшего времени пребывания рыбы можно добыть не более двух суточных норм. То есть из региона разрешат увезти не более 20 килограммов. При этом добыча будет учитываться в любом виде - сушеном, сыром, вяленом, копченом, соленом.
Вобла считается несравненной закуской к пиву. Туристы, поймав эту рыбку, тут же на берегу неумело стараются засолить ее и засушить. Получается не у всех. Об этом свидетельствуют горы испорченной воблы, выброшенной в камыши вместе с мусором, который оставляют приезжие, живущие на берегу "дикарями". К сожалению, такая "деятельность" тоже ведет к сокращению запасов воблы.
Строго будет отслеживаться и соблюдение природоохранных норм у воды. Транспортное средство должно находиться дальше 200 метров от береговой линии водоема.
Установлена и ответственность рыбаков. За каждую пойманную в запретный период воблу придется заплатить штраф 500 рублей. За нарушение правил любительской рыбалки штраф составит от двух тысяч до пяти тысяч рублей, да еще и с конфискацией плавсредства и орудий лова. Если будут установлены признаки браконьерства, такие как незаконный вылов в крупном размере, применение запрещенных орудий или рыбалка в запретных местах, нарушение потянет на уголовную ответственность. Здесь наказанием может стать штраф до полумиллиона рублей, исправительные работы или лишение свободы до двух лет.
За соблюдением правил рыболовства будут следить полтысячи сотрудников различных ведомств. Местные власти также обещают усилить контроль и за реализацией рыбной продукции, и за незаконным вывозом улова из региона.
- Нет оснований для полного исчезновения воблы с прилавков магазинов, - считает президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ), председатель Общественного совета при Росрыболовстве Герман Зверев. - Несмотря на то что Минсельхоз запретил ее промышленный и любительский вылов в Астраханской области и Каспийском море до конца года, предусмотрено десятидневное исключение: с 20 по 30 апреля добыча будет разрешена. В этот период, как и в прошлом году, предприятия смогут вести промысел. Вместе с тем состояние запасов действительно критическое. Легальный вылов воблы в прошлом году составил 779 тонн - в 320 раз меньше, чем 100 лет назад. Ситуация требует решительных мер, но запрет на промысел - это чрезвычайная мера. Тотальные ограничения могут негативно повлиять на экономические показатели рыбопромышленников, занятость в регионе и туристический поток. Вся система регулирования промысла не может ограничиваться запретительными мерами, нужны иные инструменты работы. Например, комплексное регулирование любительской и рекреационной рыбалки, предусматривающее контроль вылова и доступа к нерестилищам в период нереста рыбы. Еще одна проблема, которая критически сказывается на запасах воблы, - маловодье и уменьшение нерестовых массивов в связи с падением уровня Каспийского моря. Этот природный феномен приводит к обмелению отдельных акваторий и массовому мору неотнерестившихся косяков рыбы. Своевременное введение рыбной полки (специального режима попуска воды, во время которого намеренно увеличивают ее расход через гидросооружения) позволяет удерживать необходимый уровень воды для нереста. В настоящий момент проблема маловодья бассейнов Волги, Дона и их притоков взята на контроль Госдумы и Общественного совета при Росрыболовстве. Необходимо усилить борьбу с браконьерами, основная цель которых выловить как можно больше рыбы и вывезти ее для легализации и последующей продажи.
Раиса Берестень, гендиректор астраханской экспортной компании "Гранд фиш":
- Если строгие меры посодействуют сохранению воблы, я только поддержу их, очень хочется верить, что они помогут. То, что дают такой малый промежуток на промышленный вылов рыбы, конечно, скажется на деятельности нашего предприятия. Я уже 23 года занимаюсь экспортными поставками астраханской рыбной продукции, в том числе свежемороженой, вяленой воблы и снеков из нее в Белоруссию, Армению, Азербайджан и другие страны. Зная объемы, которые могут поставить наши промышленные рыбаки, за сырьем для экспортных поставок я обращусь в этом году в Казахстан. Там тоже ловят воблу. Конечно, она заметно отличается от нашей. Партнеры всегда просят прислать именно астраханскую, потому что она имеет отменные вкусовые качества. Но, к сожалению, сейчас ее нет в достаточном количестве.
Анна Селезнева, руководитель астраханской экспортной компании "Седой Каспий":
- Я согласна с тем, что ввели запрет на вылов воблы, дав на это всего десять дней. Надо думать, что мы оставим своим детям и внукам. Эти превентивные меры относятся в большей степени к любительскому лову. Сколько сейчас вывозится рыбы, в частности воблы, за пределы региона! А сколько мусора туристы оставляют после себя, ведь за этим никто не следит! Жители города и области сами потом убирают за рыбаками. Я неоднократно предлагала: если человек поймал 100 килограммов рыбы в Астраханской области, пусть он 100 килограммов мусора с собой заберет и вывезет хотя бы из тех мест, где отдыхал в палатке. И если бы туристы просто ловили рыбу... Но они ее и солят, и коптят, а потом сливают отходы в реку. Нужно обустраивать кемпинги на берегах рек, чтобы отдых был цивилизованным, с мусорными баками. А насчет стоимости скажу вот что: предсказать рост закупочных цен на астраханскую рыбную продукцию, в частности воблу, в связи с запретом очень сложно, так как и сейчас они неоправданно высокие. Астраханские предприятия, занимающиеся выловом, забывают, что существует потолок цены и ее нельзя поднимать бесконечно. В конце концов, в России есть альтернатива астраханской речной рыбе - морская продукция. Кому нужен, например, судак по 300 рублей за килограмм или щучья икра по пять тысяч рублей за килограмм? Ведь примерно за столько же можно купить красную икру или рыбу лососевых видов.
Помимо воблы в астраханских водоемах водится больше 50 различных видов рыбы. Сом, сазан, щука, красноперка, бычок - всех не перечислишь, но вобла - это настоящий бренд, которая считается визитной карточкой Астрахани наряду с черной икрой и арбузами.