О чем договорились премьеры Беларуси и России на встрече в Москве
По словам белорусского премьера, экономики двух стран демонстрируют сейчас существенный запас прочности. Так, в 2023 году установлен очередной рекорд по взаимному товарообороту - 53 млрд в долларовом эквиваленте. Положительные тенденции сохраняются и в текущем году. На этом фоне ускоряется реализация 25 совместных проектов в области промышленной кооперации. Причем не только в рамках Союзного государства, но и в формате ЕАЭС и СНГ.
Но есть еще, над чем серьезно стоит поработать. "Для достижения целей союзной интеграции важно продолжать работу по ликвидации барьеров, которые еще остаются и где-то мешают свободному движению наших товаров, работ и услуг", - заметил Роман Головченко. И подчеркнул, что Беларуси и России также необходимо четко договориться в вопросах импортозамещения.
Проблемы существуют и в области станкостроения, хотя программа сотрудничества подписана. "То же самое и по сельскохозяйственной технике, по грузовикам - по этим позициям мы способны совместно полностью обеспечить потребности внутреннего рынка", - констатировал премьер Беларуси.
На этом фоне особо значимым выглядело подписание межправительственного соглашения о совместном производстве Россией и Беларусью легкого многоцелевого самолета "Освей" - именно этот проект способен вывести на новый уровень кооперацию в авиастроении. "У Союзного государства большая территория, ей нужны самые современные самолеты разных классов, разных типов для перевозок и пассажиров, и грузов. Поэтому мы приступаем к глубокой кооперации в сфере авиастроения на основе взаимной выгоды и равноправного использования и технологий, и общих производственных мощностей", - заметил премьер России Михаил Мишустин.
Стороны констатировали, что Беларусь и Россия проделали значительную работу по созданию новой логистики экспорта белорусских грузов. Наращивается объем экспорта белорусских товаров на внешние рынки с использованием российской транспортной инфраструктуры. Так, в прошлом году транзитные перевозки увеличились более чем в два раза по сравнению с 2022-м - до 20 млн тонн. Выстроены схемы доставки продукции с использованием российских портов Северо-Западного региона. Началась подготовка к реализации проекта по строительству в Мурманской области мультимодального порта для перевалки белорусских грузов.
По итогам переговоров стороны подписали план по стимулированию инвестиционной активности в Беларуси и России, а также двустороннее соглашение о взаимном признании цифровой подписи, что позволит предпринимателям Беларуси и России без ограничений участвовать в госзакупках.