В Доме Лосева рассказали о связях философа с монахами Высоко-Петровского монастыря

В Доме Лосева в рамках семинара, изучающего творческое наследие философа, прошло заседание, посвященное насельникам Высоко-Петровского монастыря, их судьбам и связям Алексея Федоровича Лосева с этой обителью.

Связи эти были серьезны, в частности, известный монах и священник из старцев Зосимовой пустыни, Митрофан Тихонов долгие годы жил на Воздвиженке в доме Алексея Федоровича Лосева и его жены. Вторая, связанная с философом фигура - архиепископ Варфоломей (Ремов), тоже человек невероятной судьбы, возможно, будущий святой (уже прославленный РПЦЗ), чья биография времен знакомства и общения с Лосевым требует сегодня прояснения и очищения от неверных трактовок его важных для судьбы церкви поступков.

Научный консультант паломнической службы Высоко-Петровского монастыря, сотрудник Синодального отдела религиозного образования и катехизации Елена Балашова подробно в своем докладе рассказала о монахах обители, с которыми был связан философ.

Игумен Митрофан (Тихонов) по множеству свидетельств человек прозорливый, предсказавший начало Великой Отечественной войны, поначалу даже удивлялся приглашению Лосева пожить у него, хотя и наверняка знал Алексея Федоровича по его приездам в Зосимову пустынь. Срабатывали, видимо, тайные просьбы желающих сохранить старческую традицию духовников Зосимовой пустыни и сберечь монахов и священнослужителей от преследований и арестов. Жизнь на квартире у Лосева и его жены Валентины Михайловны, с которой они тайно примут постриг и станут Андроником и Афанасией, помогла игумену Митрофану не числиться в официальных списках клира Высоко-Петровского монастыря и, видимо, таким образом долго избегать ареста.

Архиепископ Варфоломей Ремов и вовсе отметился кроме глубокой искренней веры, давно обращавшей на себя внимание философа, созданием тайной общины монастыря, тайной духовной академии (вместо арестованных и попавших в лагеря священников надо было срочно готовить новых) и передачей за границу большевистской России множества сведений о положении Русской православной церкви и преследовании ее.

Арест эти мужественные люди воспринимали как промысел Божий. Тюрьма ломала их здоровье, но давала, по словам владыки Варфоломея, пережить "огромную духовную радость от близости Бога". "С ним везде хорошо, и на Фаворе, и на Голгофе", - говорил еще один старец Высоко-Петровского монастыря, преподобномученик Игнатий (Лебедев).

Впоследствии архиепископ Варфоломей будет расстрелян, а игумен Митрофан умрет в тюрьме Саратова.

Игумен Митрофан станет потом еще и героем знаменитой картины Павла Корина "Реквием. Русь уходящая". А семинар в Доме Лосева засвидетельствовал, какая тонкая и кропотливая работа, связанная с изучением истории, судеб и личностей людей Церкви, ведется сегодня научными сотрудниками монастырей.