Андрей Иванович, при вас пограничные войска стали отдельным ведомством: это вы создавали Федеральную пограничную службу. Скажите честно, сегодня у вас не болит сердце от того, что той службы давно нет?
Андрей Николаев: Есть Погранслужба ФСБ. Ничего не исчезло.
Хорошо, тогда поставим вопрос ребром: не считаете ли вы, что в свое время была совершена ошибка, когда были, скажем так, сильно понижены силовые возможности погранслужбы? Не все читатели знают, но погранвойск давно нет, есть погранслужба, чье вооружение намного слабее.
Андрей Николаев: Решение было принято в 2003 году исходя из той ситуации, что существовала на тот момент. Решение было адекватным времени и задачам, стоящим перед погранслужбой. Но с тех пор прошел 21 год. Обстановка изменилась.
Политическая и военная ситуация на Северо-Западе, Западе и Юго-Западе РФ сегодня совершенно другая. На Северо-Западе возникает напряжение из-за вступления Финляндии и Швеции в НАТО, а также агрессивной политики, проводимой Прибалтийскими странами. Крайне недружественную позицию занимает Польша. Не говорю уже про ситуацию на границе с Украиной, где действуют хорошо вооруженные и многочисленные бандформирования, пытающиеся прорваться на нашу территорию. Кроме того, с территории сопредельной страны наносятся постоянные удары по нашим приграничным областям.
Не напрашивается ли вывод, что пограничникам пора укрепляться?
Андрей Николаев: То, что надо укреплять границу, это очевидно. А вот в какой форме это делать, должно решать руководство государства. Мы видим, что государство реагирует. В частности, принято решение о воссоздании Московского и Ленинградского военных округов. Осуществляется усиление охраны и защиты госграницы.
Этого достаточно?
Андрей Николаев: Воссоздание военных округов - далеко не единственный шаг, сделанный нашим государством. Меры принимаются достаточно серьезные. Но думаю, что сейчас можно обсудить вопрос создания пограничных войск в составе Пограничной службы ФСБ. Данный вопрос находится в исключительной компетенции главы государства, как Верховного главнокомандующего. Дело экспертов предоставить необходимые расчеты и предложения.
Каждому этапу развития государства соответствует своя форма обеспечения безопасности. Если президент страны сочтет необходимым наличие погранвойск в составе ПС ФСБ, думаю, это решение будет соответствовать тем задачам, которые сегодня стоят перед государством.
А если решение о возвращении погранвойск не будет принято?
Андрей Николаев: Тогда будут предприняты другие шаги. В любом случае задачи по обеспечению безопасности на государственной границе будут решены. В этом нет никаких сомнений. Кстати, в этой связи сегодня может быть востребован опыт укрепления таджикско-афганской границы, когда мы в свое время создали зону безопасности по всей ее протяженности.
Расскажите об этом подробней.
Андрей Николаев: Это уникальный случай в мировой истории: в девяностые годы пограничники по сути выполнили миротворческую функцию, разделив две враждующие стороны. После этого стороны конфликта были вынуждены сесть за стол переговоров.
Каким образом удалось перекрыть границу?
Андрей Николаев: Была создана зона безопасности на территории Афганистана.
Разве тогда российские пограничники входили в Афганистан? Об этом нигде не сообщалось...
Андрей Николаев: Нет, физического присутствия российских пограничников тогда не было. Был выбран разведывательно-огневой способ охраны. Как только в зоне безопасности глубиной от 10 до 20 км обнаруживались вооруженные отряды, по ним наносился удар. Это исключало любую возможность нахождения вооруженных группировок оппозиции и тяжелого вооружения на той территории. Разведка устанавливает - наносится удар. Все.
При этом мы заранее провели большую погранпредставительскую работу, согласовав свои действия с приграничными властями Афганистана. Претензий к нам со стороны афганского руководства не поступало.
Но во времена войны в Афганистане пограничники непосредственно входили в соседнюю страну, чтобы создать зону безопасности.
Андрей Николаев: Да: в восьмидесятые годы пограничники вошли в Афганистан, создав полосу безопасности до двухсот километров. А в девяностые решали задачи разведкой и огневым способом. Не находились физически, но зону безопасности создали. Думаю, этот опыт сегодня может быть использован.
Что же касается возвращения пограничных войск, то вряд ли есть необходимость создавать войсковую компоненту погранслужбы одновременно на всех направлениях. Если есть вызовы в области безопасности, то выбираются наиболее опасные направления, о чем мы сказали выше. Именно там нужно в первую очередь предпринимать шаги по укреплению войсковой составляющей.
На российско-китайской границе, например, политического напряжения нет, отношения с сопредельной стороной дружеские. Зачем там сегодня пограничные войска?
Недавно в ФСБ начали призывать солдат срочной службы. Теперь на границе вновь появятся срочники.
Андрей Николаев: Призыв на срочную службу в пограничные органы может быть первым шагом к решению принципиального вопроса о воссоздании пограничных войск. Человек, который прослужил год срочной службы, это готовый контрактник. Он знает специфику службы. Одного года достаточно для того, чтобы подготовить для службы на границе. Так у пограничной службы появляется резерв из подготовленных людей. Откуда сегодня можно взять контрактников для службы на границе? Призывать давно перестали, значит, людей не готовили. Соответственно, набирая на контракт людей, приходится их учить с нуля.
Сегодня авторитет людей в погонах в обществе вырос. Как считаете, смогут ли участники СВО действительно стать в будущем новой элитой?
Андрей Николаев: В свое время Великая Отечественная война выдвинула очень много талантливых людей, которые проявили самые лучшие качества: любовь к Родине, патриотизм, самопожертвование. Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время, причем это касается не только военнослужащих, но и тружеников тыла.
Точно так же и сегодня лучшие из тех, кто прошел СВО, должны быть востребованы в управлении страной.
То есть не все, а только лучшие?
Андрей Николаев: Людям надо дать возможность подучиться и затем продвигать их. Это не значит, что берем комбата и назначаем завтра руководителем района. Но это тот человек, на которого безусловно можно положиться. После того как он пройдет соответствующую подготовку, конечно, перед ним должны открываться новые возможности.
Так что внедрение этих людей не должно происходить автоматически. Но чувство товарищества, умение в самой экстремальной обстановке руководить людьми, способность быстро реагировать на ситуации, это те качества, которые должны быть и будут востребованы в обществе и государстве.
Страна сегодня на марше. Нам нужны как никогда новые механизмы формирования новой элиты. Об этом и говорил президент. У нас в стране около 150 миллионов человек, и все мы разные. Разное население, территории, исторические корни, традиции, особенности культуры. Как управлять огромной страной, чтобы вместе могли жить и работать? Что нас может объединить? Общее дело. Любовь к стране. Уважение к нашим законам. И мы должны понимать, что армия - это не какая-то отдельная производная от общества, армия - это и есть общество. Поэтому элитой должны становиться те, кто достоин. Какие-либо формальные подходы здесь недопустимы.
Генерал армии Андрей Николаев окончил в 1971 году Московское высшее общевойсковое училище. Прошел последовательно все ступени от командира взвода до командующего армией. С декабря 1992 года - первый заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ, но вскоре был назначен Командующим Пограничными войсками РФ. При нем "зеленые фуражки" были выделены из Минбезопасности России и стали отдельным ведомством: Федеральной пограничной службой. С 2008 года по настоящее время - работает на различных ответственных должностях в государственных, международных и частных организациях. 21 апреля ему исполняется 75 лет.