В Роспотребнадзоре, который был пионером внедрения риск-ориентированного подхода при проверках бизнеса, отмечают, что за 2023 год число таких профилактических проверок увеличилось в 14 раз. И они дали неплохой результат - в итоге процент выявленных нарушений существенно снизился.
Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ подчеркивает, что упор здесь делается именно на профилактику, а не на то, чтобы задушить бизнес штрафами. Хотя, если бизнес замечен в неоднократных нарушениях закона о защите прав потребителей, например, когда продают некачественную продукцию, необходимо включать механизм и привычных проверок по обращениям граждан.
В частности, это касается общепита. "Применение риск-ориентированного подхода в регуляторной практике должно предполагать не только переход на адресные проверки, а разработку взаимосвязанной системы выявления, анализа и оценки рисков", - отмечает член Комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Алексей Говырин.
По словам Говырина, сейчас риск-ориентированный подход реализуется благодаря оценке регулирующего воздействия. "Но и этот механизм можно улучшить, если наладить взаимосвязь с цифровыми инструментами для бизнеса. Например, в контролирующих и надзирающих органах создается программа анализа деятельности организации и внешней среды, цель которой - предупреждение и предотвращение возможных нарушений и рисков у этой системы. Это осуществимо с помощью нейронных технологий, если налажен информационный обмен с аналогичным элементом системы управления рисками в организации, который отслеживает потенциальные угрозы. Только при условии реализации такого механизма взаимодействия бизнеса и государства, переход к риск-ориентированному подходу в регуляторной практике даст реальный результат", - отмечает парламентарий.
И добавляет, что ряд госорганов уже переходят на систему предупреждений, чтобы можно было устранять нарушения до вынесения предписаний и крайних мер - приостановки деятельности компаний.
В Роспотребнадзоре также подчеркивают, что новая концепция государственного контроля основана на принципе добросовестности - устранения огромного числа недочетов и ошибок со стороны бизнеса без наложения штрафов. В Счетной палате считают, что это правильный подход.
Конкурентная среда сегодня жесткая, и бизнес и сам не заинтересован производить не качественные товары, работы и услуги. Профилактика после нареканий со стороны потребителей обычно срабатывает быстрее, чем все возможные штрафы.
"Этот подход хорош тем, что позволяет концентрировать ограниченные ресурсы надзорных органов на соблюдении обязательных требований теми из контролируемых ими хозяйствующих субъектов и на тех объектах их контроля (например, зданиях), которые, во-первых, могут причинить наибольший вред жизни, здоровью или имуществу граждан, окружающей среде и прочим охраняемым законом ценностям и, во-вторых, прежде бывали замечены в нарушениях обязательных требований, особенно если это имело негативные последствия", - отмечает Шелищ.
Доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при правительстве РФ Михаил Хачатурян говорит, что, например, в Москве сокращение избыточных требований и упрощение проверочных процедур позволит сэкономить серьезные средства, что ощутимо поддержит предпринимателей. "В целом экономия для российского бизнеса, если учитывать, что на долю столичного региона приходится 20% всего ВВП страны, может составить 1,7-2 млрд рублей", - считает Хачатурян.
"По нашим оценкам, экономический эффект для столичного бизнеса от оптимизации правового регулирования в Москве, проведенной по итогам работы в 2023 году, составит около 300 миллионов рублей ежегодно", - сообщила заммэра Москвы в правительстве Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития Мария Багреева.
По ее словам, повысить эффективность экспертизы и вывести ее на новый уровень позволяет перезапуск процедуры оценки нормативных правовых актов и активная работа с бизнесом и органами исполнительной власти.
Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) - важный механизм. Каждый нормативный правовой акт в сфере экономики должен проходить проверку на наличие "подводных камней" в виде излишних расходов и ограничений для бизнеса и бюджетов всех уровней. Эксперты оценивают затраты и выгоды от предлагаемых и существующих мер. И помогают выбрать наиболее эффективные способы регулирования. Оценивают и возможные последствия от корректировки уже принятых решений. "В прошлом году мы пересмотрели процедуру оценки регуляторного воздействия нормативных правовых актов в столице: расширили сферу ее применения, включили в экспертную работу бизнес и органы исполнительной власти Москвы, создали информационную инфраструктуру для взаимодействия с ними. В результате в 2023 году была проведена экспертная оценка 50 нормативных правовых актов из десяти отраслей экономики - это более чем в три раза превышает результат работы в 2022 году. При этом предельные сроки проведения оценки были сокращены в 2,5 раза, а фактические - в 3 раза", - отметила Мария Багреева.
Предметом оценки были и несколько правовых актов города Москвы в строительной сфере, корректировка которых показала эффекты. "До внесения изменений в нормативную базу столичные строительные компании тратили значительные ресурсы на то, чтобы закрыть или переоформить разрешительную документацию на перемещение отходов строительства и сноса. Отмена требования о закрытии и переоформлении разрешений на перемещение отходов строительства и сноса облегчили рабочие процессы и позволили перераспределить трудовые и временные ресурсы компании более эффективно", - поясняет главный инженер АО "Мосинжпроект" Александр Мягков.
Кроме того, по его словам, внедренная в московском Стройкомплексе система мониторинга открывает дополнительные возможности, например, облегчает расчеты с подрядными организациями. "Совершенствование нормативного регулирования в этой сфере в целом позволяет сократить весь инвестиционно-строительный цикл", - добавляет Мягков.
Москва за 2023 год серьезно выросла в работе по оценке, вышла в регионы-лидеры. Об этом свидетельствует и доклад о результатах оценки, который презентован столичным Департаментом экономической политики и развития. Этот доклад - по сути, пошаговая инструкция, как организовать работу по оценке актов в субъекте России, чтобы она приносила экономический эффект для региона и бизнеса, уточнила доктор экономических наук, и.о. заведующего кафедрой экономической теории и прикладной социологии, руководитель Центра регуляторных компетенций Уральского государственного экономического университета Ирина Рахмеева. "Нормативные требования, регламенты, меры ответственности - все это, безусловно, оказывает влияние на бизнес, граждан, общество. Оценка регулирующего воздействия, оценка применения обязательных требований и экспертиза - три законные формы экономического анализа права, то есть сопоставления правового регулирования и показателей экономики", - считает эксперт.
Доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга Финансового университета при Правительстве РФ Елена Алтухова уверена, что в дальнейшем механизм отказа от ненужных расходов в регионах будет строиться с учетом существующего опыта анализа избыточных требований к предпринимателям. "В разрезе потенциальных формируемых издержек бизнеса, с ежегодным пересмотром данных статистики и ее учетом в следующем финансовом году", - говорит она.
Отмечая перспективы экономии, эксперт напомнила, что, по результатам анализа за 2022 год, в 345 проектах по стране были выявлены избыточные требования к предпринимателям, а общая сумма выявленных потенциальных издержек бизнеса составила 500 млрд рублей.
При этом в 2023 году, по данным Минэкономразвития, 80% российских регионов показали высокий уровень регуляторики. В топ-18 регионов (показавших высший уровень в рейтинге качества регуляторной политики) вошли: Москва, Краснодарский и Хабаровский края, республики Чувашия, Коми, Башкирия, Новосибирская, Смоленская, Амурская, Тюменская, Саратовская, Свердловская, Липецкая, Белгородская, Ленинградская, Самарская, Ульяновская области и Ханты-Мансийский автономный округ.
"Мы считаем важным сосредоточиться при разработке проектов не только на самих нормах, но и на экономически продуманном и предсказуемом регулировании. Для этого вводим критерии степеней воздействия, основанные на оценке затрат бизнеса на соблюдение требований. Это позволит уделить особое внимание актам, которые имеют наибольшее воздействие на деятельность предпринимателей, а в будущем - сформировать базу данных издержек", - отметил статс-секретарь - заместитель министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев.
Отметим, что экономика России растет сильнее ожиданий многих экономистов. В 2023 году она прибавила 3,6%, что выше среднемировых темпов роста ВВП.
Один из факторов роста экономики - снижение регуляторной нагрузки на бизнес. Благодаря этому предприниматели могут получить до 2 млрд рублей в год.
Положительная динамика основывается на внутренних возможностях нашей страны. В России реально растет промышленность. Объем производства за год увеличился на 3,5%, а по таким направлениям, как выпуск компьютеров, авиационной техники, судов, мебели, электрического оборудования и автотранспортных средств, отмечены и вовсе двузначные темпы роста. Так, например, в производстве компьютерной техники рост составил 32,8%, транспортные средства, прежде всего авиационная техника, судостроение прибавили 25,5%, производство мебели - 20,7%, автотранспортные средства и прицепы - 13,6%. Положительная динамика реального сектора и уверенная работа бизнеса, в свою очередь, повышают устойчивость государственных финансов.
Напомним при этом, что в послании Федеральному собранию президент Владимир Путин анонсировал новые меры поддержки бизнеса. С 2025 года предлагается отказаться от временных мораториев на проверки бизнеса и вместо этого полностью перейти на риск-ориентированный подход. Суть в том, что там, где рисков нет, надо применять профилактические меры, чтобы максимально снизить число проверок.