18.04.2024 10:17
    Поделиться

    Семь ступеней развития

    Работа Законодательного собрания региона с момента основания строилась на принципах коллегиальности и преемственности. О том, в каких условиях приходилось работать, какие решать задачи и находить компромиссы, "Российской газете" рассказали его экс-спикеры.
    Заксобрание всегда отличала активная работа, направленная на целевое программное развитие социально- экономической инфраструктуры региона.
    Заксобрание всегда отличала активная работа, направленная на целевое программное развитие социально- экономической инфраструктуры региона. / ЗС ПК

    1994 год

    В стране была принята Конституция и возникла необходимость создания законодательного органа власти на региональном уровне.

    После предварительной подготовки 20 марта 1994 года состоялись первые выборы в Законодательное собрание Пермской области. Его председатель Евгений Сапиро отмечал, что региональный парламент, с одной стороны, явился преемником бывшего областного Совета народных депутатов, с другой - стал принципиально новой формой представительной власти.

    Фото: ЗС ПК

    Депутатами первого созыва было принято 142 закона и 804 решения. Среди них - Устав Пермской области, законы о Законодательном собрании, об администрации Пермской области, о местном самоуправлении, а также 14 программ, направленных на улучшение социально-экономических показателей Прикамья. Разработанная парламентом методика расчета основных параметров бюджета - первый подобный документ в России.

    Евгений Сапиро, председатель Законодательного собрания Пермской области с 1994 по 1997 год:

    "Шестого апреля 1994 года только что избранные депутаты Законодательного собрания Пермской области первого созыва выбирали своего спикера. Формально кандидатов было трое: Михаил Быстрянцев, Владимир Хлебников и, собственно, я. Но реально претендовали на пост экс-председатель областного Совета народных депутатов Быстрянцев и ваш покорный слуга. Михаил Иванович был представителем оппозиции существующей исполнительной власти - администрации области. Я же, будучи одним из двух первых заместителей губернатора, был ее выдвиженцем. Число наших сторонников было примерно одинаковым. Гирькой, которая могла склонить чашу весов на сторону Сапиро или Быстрянцева, должны были послужить голоса депутатов, не определившихся со своими идеологическими предпочтениями. <…> Наиболее солидной фигурой среди них был глава Осинского района Николай Девяткин. Мне, как вице-губернатору, часто приходилось представлять и защищать позиции администрации перед депутатами. Николай Андреевич всегда активно принимал участие в обсуждении самых сложных вопросов, далеко не всегда безоговорочно поддерживал администрацию, но никогда не занимал позицию "голого" отрицания. Выступая против, он пытался найти альтернативное, чаще всего компромиссное решение. Но, найдя его, стоял насмерть. Не сразу, постепенно, но у нас сложились доверительные отношения уважающих друг друга оппонентов. О них я и вспомнил, просматривая список вновь избранных депутатов. А что если предложить Николаю Андреевичу быть моим заместителем? И не просто предложить, а пойти на выборы председателя в официальной связке Сапиро - Девяткин. Если с деловой, карьерной точки зрения мое предложение было для него привлекательным, то с этической все было непросто. Я сделал предложение. После некоторой паузы Николай Андреевич ответил: "Да". Мы выиграли с большим преимуществом. Конечный результат соответствовал выражению "два в одном": область получила парламент со спикером, лояльным администрации, на моей карьерной траектории появилась новая интересная и престижная точка - председатель Законодательного собрания Пермской области. От своего предшественника оно кое-что унаследовало. Во-первых, более десяти дееспособных ярких депутатов. Во-вторых, парламентскую культуру, уважение к регламенту, которым могут и сегодня позавидовать наши федеральные "старшие братья". Ни в областном Совете, ни в ЗС не допускались хамство, хождение во время заседания, заочное голосование. Мы почти целиком сохранили высокопрофессиональный аппарат областного Совета, обеспечивший достойное качество законодательной продукции молодого Законодательного собрания. Мы сохранили солидность, основательность областного законодательного органа. Структура комитетов ЗС все три созыва оставалась незыблемой и изменилась лишь в результате партийного принципа его формирования и преобразования из областного в краевое. В рубрике "История" на сайте Законодательного собрания Пермского края нашему первому созыву посвящены следующие строки: "Депутатами первого созыва было принято 142 закона и 804 решения". Смею вас уверить, что из всех этих документов бесспорных, удобных для всех депутатов почти не было. Для того чтобы большинство из 40 различных по социальному положению, опыту работы, партийным симпатиям, возрасту, менталитету депутатов проголосовали за эту почти тысячу неоднозначных документов, лично мне, как спикеру, необходимо было освоить еще одну непростую науку - искусство компромисса".

    Выдержка из книги Евгения Сапиро "Трактат об удаче"

    1997 год

    Выборы Законодательного собрания второго созыва. Спикером становится Юрий Медведев, его заместителем - Николай Девяткин. В 1999 году Юрия Медведева избирают депутатом Государственной думы РФ, и его на посту председателя в начале 2000-го сменяет Николай Девяткин. Депутатами второго созыва было рассмотрено 1980 вопросов, принято 1606 постановлений, 354 закона. Важным для экономического и социального развития области стало принятие нормативных актов, направленных на поддержку и развитие промышленности и предпринимательства, сельского хозяйства и социальной сферы. Отличительной особенностью второго созыва является образование депутатских групп.

    Фото: ЗС ПК

    Юрий Медведев, председатель Законодательного собрания Пермской области с 1997 по1999 год:

    - Есть много факторов, влияющих на избирательную кампанию, на состав ЗС. Объективные - реальная экономическая и социальная ситуация в регионе, наличие сильных политических партий и креативных лидеров. Субъективные - заинтересованность и реальное участие исполнительной власти в избирательной кампании, зрелость хозяйствующих субъектов. Политические позиции их руководителей, вовлеченность в общественную и политическую жизнь территории - это прямые интересы крупных компаний, острота социальной напряженности. Тогда Пермская область входила в десятку субъектов РФ с относительно спокойным социальным положением. С другой стороны, огромный экономический потенциал области использовался неэффективно. Не было сильных лоббистов и подготовленных специалистов в таких вопросах. Поэтому абсолютно объективно, что большинство депутатов представляли интересы крупного бизнеса. Что позволило выстроить эффективную работу ЗС - нужна была законодательная поддержка бизнеса на уровне области. А это и залог доходной части бюджета, и снятие социальной напряженности. Мы не тратили впустую время на разного рода дискуссии, не увлекались дешевыми политическими обещаниями, а делали свое дело. Депутаты за короткий срок сформировали меры поддержки реального сектора экономики. Есть некоторые объективные особенности парламентов всех уровней - их решения не всегда были направлены на устранение сиюминутных трудностей, а рассчитаны на долгосрочную перспективу, на много лет. Благодаря грамотности и профессионализму того депутатского корпуса многие правовые нормы работали и в следующие сроки созыва Законодательного собрания. Внутри нашего парламента, даже при наличии большинства хозяйственных руководителей, происходили жаркие споры и дискуссии. И это вполне закономерно и объяснимо - каждый депутат представлял интересы той или иной территории, города, района, которые не всегда совпадали с областными. Особенно остро отстаивали позиции Перми депутаты Чиркунов и Кац. Оба имели высокий уровень подготовки и аргументации, и иногда их поправки становились нормами законов. Но "загрудных" отношений, какие все видели в тот период в Госдуме, у нас не было. Обходились, образно говоря, без рук. С большим уважением отношусь ко всем моим коллегам. Очень рад, что именно с ними у меня началась публичная карьера. Успех любого дела, особенно если он касается работы двух ветвей власти в субъекте, зависит от слаженности их работы. Здесь не нужны рассуждения, кто главный или кто старший. Только интересы населения, области, умение видеть проблемы и профессиональный подход к их решению. У нас с администрацией области это получалось. Не было выяснений, кто круче, как на федеральном уровне. Конечно, огромная роль в настраивании рабочей атмосферы зависела от губернатора Геннадия Игумнова. Он никогда не рубил с плеча, мог признать свои ошибки, выслушать разные стороны, но при этом был настойчив и напорист в своих подходах и решениях. Считаю за честь, что работал с таким человеком. Поэтому наши законы всегда были выверены, юридически точны и нацелены на достижение поставленных задач. И я горжусь этим.

    2001 год

    Состоялись выборы депутатов Законодательного собрания Пермской области третьего созыва. Его председателем вновь стал Николай Девяткин. Заксобрание того периода отличала активная работа, направленная на целевое программное развитие региона. При краевом парламенте появляется новый орган - Совет представительных органов муниципальных образований. Появляется прибавка к пенсиям - льготы на оплату жилья, коммуналки, проезда.

    2006 год

    Очередные выборы депутатов прошли по новой, смешанной системе: половина избиралась по одномандатным округам, половина - по партийным спискам. С формированием нового депутатского состава было завершено объединение двух субъектов Федерации: Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа и образовано единое Законодательное собрание Пермского края. Его в первом созыве возглавил Николай Девяткин.

    Главный принцип работы законодательной и исполнительной власти региона - это совместные решения, направленные на благосостояние граждан. Фото: ЗС ПК

    Николай Девяткин, спикер Законодательного собрания Пермского края с 2000 по 2011 год:

    Фото: ЗС ПК

    - Если говорить о первом созыве Законодательного собрания, то он отличался от областного совета абсолютно во всем: здесь только законотворческая деятельность, а все остальные хозяйственные и прочие вопросы не входили в компетенцию Законодательного собрания. Поэтому получилось так, что те, кто когда-то был депутатом совета, в том числе и я, пришли на новую площадку Заксобрания и начинали с нуля. Это первое отличие от прежнего представительного органа власти. Безусловно, в первом созыве депутатами избирались практически все: и главы местного самоуправления, и рядовые граждане России, кто мог участвовать в выборах. Новое Законодательное собрание начало работать, но никто не мог себе представить, с чего даже начинать. Первая задача была поставлена: принять устав Пермской области. Нам это удалось сделать. По-моему, в сентябре месяце мы - первого созыва, в первый год - приняли устав одними из первых в России. И тогда уже на его основе сделали приложение - план законотворческой деятельности - и в него внесли 22 пункта, которые должны быть отрегулированы законами области. Вот отсюда и началась практика законотворческой деятельности нашего Пермского края. Все пришлось начинать с чистого листа, ничего не подсмотреть. Что касается второго созыва ЗС, то здесь стало попроще. Некоторые наработки уже были. Если сравнивать второй созыв с первым, то в нормальный ритм работы мы вошли через полтора-два года. Если третий относительно второго и первого - уже через полгода. И когда пришли в четвертом созыве, он же первый созыв ЗС Пермского края, начали работать практически через месяц. Поскольку была преемственность: депутатов, которые прошли в новый состав из предыдущего, было более 50 процентов. С губернаторами договаривались: если есть проблемы, их надо озвучивать и обсуждать. И мы это всегда делали. Но противоречия находили разрешение только тогда, когда кто-то убеждал в том или ином суждении. Что сохранялось на протяжении всех созывов, всех губернаторов Пермской области и Пермского края. Если возникали разногласия в процессе обсуждения на пленарном заседании, в специальную согласительную комиссию в равных долях избирались представители администрации и Законодательного собрания. И пока она не приходила к единому мнению, на обсуждение этот вопрос не выносился. И, как правило, у нас практически не было таких моментов, чтобы губернатор налагал на законопроекты вето. Мы всегда договаривались. И я признателен всем губернаторам за то, что такие принципы давали возможность объективно подходить к тем или иным проблемам, которые стояли перед нами. Цель единая - это благосостояние граждан.

    2011 год

    Выборы депутатов Законодательного собрания Пермского края второго созыва. Председателем избран Валерий Сухих. На пленарных заседаниях рассмотрено более 2,5 тысячи вопросов, в рабочих группах - свыше 10 тысяч поправок. Впервые в истории была принята программа социально-экономического развития региона. До принятия федерального закона начал действовать региональный закон "Об основах ГЧП в Пермском крае". Начинается процесс цифровизации законотворческого процесса. Зал заседаний оснащают современным оборудованием, выходит приложение "Виртуальный кабинет депутата".

    2016 год

    В третьем созыве проведено 42 очных и 14 дистанционных заседаний. Рассмотрено более 2,2 тысячи вопросов и принято 699 законов. Одним из столпов экономического развития стал закон "Об инвестиционной политике". В законодательстве появились приоритетные инвестиционные проекты. Утвержден гимн региона - "Мой Пермский край".

    Согласно закону "О Законодательном собрании Пермского края" региональный парламент состоитиз 60 депутатов, избираемых пермяками прямым тайным голосованием сроком на пять лет. Фото: ЗС ПК

    2021 год. Новейшая история

    Четвертый созыв Законодательного собрания сформирован по результатам впервые проводившегося трехдневного голосования 17-19 сентября. По итогам выборов сформировано пять фракций, среди новичков - "Новые люди". Отработав половину срока созыва, парламентарии провели 28 пленарных заседаний, приняли 303 закона Пермского края и 923 постановления. За это время регион отпраздновал 300-летие краевой столицы, которое сопровождалось настоящим строительным бумом. Депутаты поддержали выделение необходимых средств и приняли ряд изменений в сфере градостроительства. Решением Заксобрания новым субъектом законодательной инициативы стал молодежный парламент. Также в Перми прошло заседание Ассоциации законодателей ПФО, на котором приняты важные решения в защиту отечественной промышленности и развития технологического суверенитета России.

    От первого лица
    Фото: Пресс-служба полномочного представителя президента в ДФО

    Юрий Трутнев, заместитель председателя правительства РФ - полномочный представитель президента РФ в ДФО, депутат ЗС Пермской области с 1994 по 1997 год, губернатор Пермской области с 2000 по 2005 год:

    - Наверное, основные воспоминания о работе в Законодательном собрании Пермской области у меня связаны буквально с первыми заседаниями. Я тогда шел на выборы с обещанием снизить налоги, и люди мне поверили. Всегда старался и стараюсь исполнять свои обещания, поэтому, возглавив комитет по экономической политике и налогам Законодательного собрания, с этого и начал - внес законопроект о снижении налога на прибыль. Хорошо помню, как доказывал, что так мы создадим условия для появления новых предприятий, увеличения притока инвестиций в регион, рассказывал про кривую Лаффера. Администрация области выступила против, но победили мы, и Пермская область первая в России пошла навстречу предпринимателям - снизила налог. И это сработало. Уже через полгода доходы бюджета региона начали расти. А в целом считаю, что у нас был очень сбалансированный состав, который позволял детально анализировать ситуацию в различных видах деятельности, принимать взвешенные и компетентные решения. Мы помогали друг другу в непростых условиях 1990-х годов. Многих коллег по депутатской работе я и сейчас считаю друзьями.

    Поделиться