Как в Кузбассе сдерживают рост цен на яйца перед Пасхой

Кемеровская область - один из российских регионов, где под Новый год очень сильно подорожали куриные яйца. Если в Крыму цены на них увеличились на 68 процентов, а в Пензенской области на 60, то в Кузбассе - на 57 процентов. Что предпринимают местные власти, чтобы к Пасхе цены не взлетели опять?
В Кузбассе о дефиците куриных яиц говорить не приходится
В Кузбассе о дефиците куриных яиц говорить не приходится / Нина Рузанова/ РГ

Стремительное переписывание ценников на востребованный продукт эксперты объяснили не только удорожанием компонентов птичьих кормов, но и последствиями вспышек птичьего гриппа, ростом тарифов на услуги естественных монополий и тем, что рынок разбалансировался, предложение отстало от спроса. Как бы там ни было, но в Кузбассе о дефиците куриных яиц говорить не приходится (хотя перед Новым годом на полках в некоторых магазинах они отсутствовали). По данным пресс-службы администрации областного правительства, в 2023-м птицефабрики региона произвели по 508 штук яиц на каждого жителя (в 2022-м - 454). То есть Кузбасс обеспечен яйцами на 162,7 процента от внутренней потребности. За последние пять лет их производство увеличилось с 1,09 миллиарда до 1,3 миллиарда штук. В январе-феврале 2024-го местные птицефабрики темпов не снизили и выдали 209,7 миллиона яиц - 105,6 процента к аналогичному периоду прошлого года. В результате Кемеровская область стала лидером по яичному производству в Сибири.

В основном это произошло за счет четырех современных крупных птицефабрик. Причем в отношении двух из них, входящих в состав одной и той же группы юридических лиц, Федеральная антимонопольная служба возбудила дело по статье о защите конкуренции. Кемеровское управление ФАС установило, что в октябре 2023-го эти фабрики на фоне повышенного спроса подняли оптово-отпускные цены на 31-40 процентов. Хотя средневзвешенная себестоимость яиц в тот момент снижалась. В результате производителей заподозрили в злоупотреблении доминирующим положением на рынке - в установлении и поддержании монопольно высокой цены.

"В настоящее время недопустимого роста цен нет, как и предпосылок к резкому их повышению, - сообщили корреспонденту "РГ" в минсельхозе Кемеровской области. - По состоянию на 3 апреля отпускная цена (без НДС) местных сельхозтоваропроизводителей на яйца куриные (пищевые) первой категории составила 94,76 рубля за десяток (минус 4,4 процента по отношению к цене на первое марта 2022 года). Руководителям птицеводческих предприятий направили письма о недопустимости необоснованного роста цен на яйца и мясо кур, провели индивидуальные встречи с руководителями сельхозпредприятий и главами крестьянских (фермерских) хозяйств. Кроме того, еженедельно проводится мониторинг ценовой ситуации на агропродовольственном рынке".

В областном минпромторге также подтвердили, что за колебанием средних розничных цен на отдельные виды социально значимых продтоваров первой необходимости сейчас очень пристально следят. Напомним: в списке около тридцати позиций, включая мясо кур (кроме куриных окорочков) и яйцо куриное категории С1.

А вот категория СО, а также отборное, фермерское и другие в номенклатуру не входят, и предельно допустимые розничные цены на них устанавливаться не могут. Эти цены формируются продавцами свободно и самостоятельно, исходя из конъюнктуры рынка, а значит, зависят от цен поставщика или производителя.

В случаях же выявления необоснованного роста цен на социально значимую продукцию сведения об этом сразу уходят в УФАС и прокуратуру. Но, как отметили в областном минпромторге, все работающие в Кузбассе ретейлеры добровольно установили для упомянутых товаров максимальную торговую наценку в десять процентов. А пределов минимальной наценки и вовсе нет. К слову, еще в январе этого года правительство региона договорилось с двумя кузбасскими торговыми сетями о том, что они введут такие ограничения именно для отдельных позиций куриных яиц.

Кроме того, в магазинах области постоянно проходят социальные акции с желтыми ценниками. А перед Пасхой, как уточнили в минсельхозе, можно будет выгодно отовариться на ярмарках. Областная ярмарка запланирована на 26 апреля.

Тем временем

Федеральная антимонопольная служба, проверив производителей куриных яиц, продолжает анализировать всю цепочку ценообразования. Идут проверки на предмет заключения антиконкурентных соглашений между торговыми сетями, проверяются цены при закупках по долгосрочным договорам, на тендерах и так далее. Нарушителей ждут штрафы.

Прямая речь

Максим Шаскольский, руководитель ФАС России:

- На постоянной основе проводится работа с федеральными торговыми сетями. В результате они добровольно снижают наценки на так называемые товары первой цены - наиболее доступные в каждой товарной категории. Удалось снизить среднесовокупный уровень наценок одиннадцати крупнейших федеральных торговых сетей по товарам первой цены всех категорий социально значимых продуктов питания на 17 процентов. Если на начало августа 2021 года наценка составляла 22 процента, то сейчас - пять. В субъектах РФ распространяются положительные практики ценообразования. Инициативу федеральных торговых сетей поддержало большое количество сетей регионального уровня и магазины несетевой торговли.

Показывают свою эффективность и иные инструменты мягкого регулирования. Региональным органам власти и хозяйствующим субъектам постановлением правительства РФ предоставляется возможность при необходимости заключать с участниками рынка соглашения о сдерживании цен на социально значимые продовольственные товары. По состоянию на конец января текущего года заключено более двух тысяч соглашений в восемнадцати регионах страны.

Особое внимание - ценам на мясо птицы и яйцо куриное. Для снижения цен с производителями и торговыми сетями проводились проверочные, разъяснительные мероприятия. Три крупнейших производителя мяса птицы взяли на себя обязательства по снижению цен, показали положительный пример остальным участникам рынка, и динамика улучшилась. В ряде регионов были возбуждены дела в отношении производителей, допустивших существенное повышение цен. Также инициировано заключение региональных соглашений с производителями и торговыми сетями.