На рынке Казахстана становится все больше сибирского зерна

Россия все больше зерна экспортирует в Казахстан, и сибирские аграрии все сильнее интересуются рынком этой страны. В 2023 году в Сибири собрали 14,25 миллиона тонн зерна (из-за аномально засушливого лета это почти на 4 миллиона меньше, чем в 2022-м), включая 8,94 миллиона тонн пшеницы. В Казахстане же урожай сократился до 12,1 миллиона тонн (падение в сравнении с 2022 годом - на 4,3 миллиона). К тому же из-за погодных условий качество казахстанского зерна оказалось существенно ниже сибирского.
Год назад правительство Казахстана запретило ввоз российской пшеницы автотранспортом
Год назад правительство Казахстана запретило ввоз российской пшеницы автотранспортом / Нина Рузанова/ РГ

- В прошлом году мы собрали крайне низкий урожай, - признал на прошедшей в марте в Белокурихе традиционной Зимней зерновой конференции представитель Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов. - Сначала была засуха, потом - в период созревания зерна и уборочной кампании - обильные осадки. Мы получили порядка пяти миллионов тонн неклассной, то есть проросшей, пшеницы, из-за этого объемы экспорта упали. Но на начало марта такого зерна стало в два раза меньше - оно очень дешевое, такой цены давно не видел ни наш рынок, ни соседние. Наши и узбекские мукомолы и делают из него очень дешевую муку для Афганистана. Неклассную пшеницу берут и наши птицеводы, которые сначала говорили, что ею нельзя кормить птицу. Однако выяснилось, что можно. В конце года проросшей пшеницей активно заинтересовался Китай, начались отгрузки туда, несмотря на наши переживания по поводу никотоксинов. Но возвратов и других проблем и здесь не было. На начало весны цены на проросшую пшеницу даже подросли - до 55-60 тысяч тенге за тонну. Главное, чтобы ее не осталось на лето, потому что непонятно, как ее хранить и что с ней будет в тепле.

Говоря о зерновом рынке Казахстана, невозможно обойти тему экспорта муки.

- В прошлом году мы практически поставили рекорд, отгрузив более двух миллионов тонн. Основные потребители - Афганистан, Узбекистан и в меньшей степени Таджикистан. Китай берет очень мало нашей муки в силу своей политики по защите внутреннего рынка, - отметил Евгений Карабанов.

Тревожным для Казахстана вопросом остается импорт российской пшеницы. 10 апреля 2023 года правительством страны было принято решение о запрете ее ввоза автотранспортом. Это был огромный неконтролируемый поток "серой" пшеницы (по оценкам экспертов, речь шла не меньше, чем о 2,4 миллиона тоннах - реальные объемы могли быть больше). Практически импорт российской пшеницы шел "50 на 50", поскольку официально Казахстан завозил 2,724 миллиона тонн.

- На начало весны 2024-го этого не было, - утверждает Евгений Карабанов. - Все государственные органы Казахстана исполняют подзаконный нормативный правовой акт. И его исполняют со стороны России - невозможно оформить фитосанитарный сертификат на пшеницу для перевозки автомобильным транспортом. Поэтому нельзя легально пройти пограничный контроль. Конечно, какая-то часть пшеницы все равно ввозится под маркой зерносмеси, когда в пшеницу добавляют горох, а потом на сепараторах сортируют их. Но объемы несопоставимы - таким путем можно завезти 50 - максимум 100 тысяч тонн.

В результате Казахстан получил более-менее прозрачный рынок зерна с понятными объемами импорта и экспорта. Основными потребителями российской пшеницы являются мукомолы. По данным Зернового союза Казахстана, 80 процентов местной муки производится из российской пшеницы. Во-первых, этому способствует удачное соотношение цены и качества. Во-вторых, появился выбор, который несоизмеримо шире, чем в Казахстане. В-третьих, есть возможность получения "нулевой" ставки НДС при дальнейшем экспорте полученной муки. Налоговая система Казахстана устроена так, что если мукомол купил зерно на внутреннем рынке, продал полученную продукцию за рубеж и подал заявление на возврат НДС из расчета "нулевой" ставки, то всех его поставщиков будут проверять, что называется, до седьмого колена. Естественно, у какого-то из них найдут определенные нарушения. А в случае завоза российской пшеницы импортер перечисляет в бюджет НДС, перерабатывает зерно в муку, отправляет ее на экспорт, подает заявление на возврат и, поскольку у него уже нет контрагентов, получает его. Такой возможностью с радостью пользуются многие казахстанские мукомолы.

- При этом они не хотят работать с озимой пшеницей из Оренбургской, Волгоградской, Самарской и Саратовской областей из-за ее некоторых параметров (низкое содержание белка и высокий индекс деформации клейковины). Мукомолы привыкли работать с яровой пшеницей. Кстати, "серое" российское зерно раньше учитывали в валовом показателе урожая в Казахстане, документально оформляя его как продукцию крестьянско-фермерских хозяйств, - пояснил Евгений Карабанов.

Еще один важный аспект: импорт российской пшеницы в Казахстан - это долгосрочный тренд. Он начался в сезоне 2018-2019 годов и шел по нарастающей. Колебания будут только в объемах - от полутора миллионов тонн до пяти. И зависеть они будут только от получаемых в Казахстане урожаев. Понятно, что в этой ситуации в выгодном положении оказываются соседние сибирские регионы, где производят много яровой пшеницы.

- Для Сибири минувшей зимой сложилась уникальная ситуация: местное зерно на две тысячи рублей за тонну дороже, чем в европейской части России. Одна из причин в том, что в Казахстане прошлой осенью снизился урожай пшеницы. Ну и курс тенге по отношению к рублю. В феврале этого года тонна пшеницы III класса стоила в Казахстане 110 тысяч тенге, в переводе на наши деньги - 22 тысячи рублей. Понятно, что хлеборобам СФО есть, где разгуляться. Цена может просесть, но вряд ли существенно - в крайнем случае, чуть ниже 100 тысяч тенге, - сообщил на Зимней зерновой конференции директор аналитической компании "ПроЗерно" Владимир Петриченко.

Между тем правительство Казахстана озаботилось проблемами снижения себестоимости местного зерна и повышения его конкурентоспособности.

Прямая речь

Мария Шостак, заместитель директора ФГБУ "Центр оценки качества зерна", директор Алтайского филиала:

- Несмотря на снижение урожая в 2023 году, Сибирский федеральный округ показал рекордный экспорт зерновой продукции - 4,9 миллиона тонн, что на 28 процентов больше, чем в 2022 -м. Была сохранена география поставок, которая традиционно превышает 50 стран, а номенклатура экспорта приблизилась к сотне единиц. Рост показали все регионы СФО, за исключением Омской области, которая экспортировала продукцию на уровне 2022 года. Лидерство удерживает Алтайский край - экспорт увеличился на 1,9 миллиона тонн, или на 14 процентов к уровню 2022-го. В мире растет востребованность сибирского зерна. Например, объемы вывоза ячменя увеличились до 584 тысяч тонн - здесь отмечена положительная динамика по Китаю, Казахстану и Киргизии. Об увеличении внешнего спроса на сибирские продукты переработки зерна говорят 50-процентный рост экспорта пшеничной муки, двукратный - пшеничных отрубей, рекордные поставки рапсового жмыха и шрота, лущеного подсолнечника, овсяных хлопьев, ячменной крупы.