- Здравствуйте-здравствуйте! - говорит водитель с 47-летним стажем Владимир Шатов, присаживаясь на стул перед настольным прибором, похожим на банковский терминал в миниатюре. - Теперь это мой ежедневный ритуал: захожу в комнату предрейсовых осмотров, приветствую электронного доктора. Это он меня в путь отправляет, с ним надо дружить.
"Прием доктора" занимает несколько минут. Сначала работник набирает на мониторе индивидуальный номер, далее следует инструкции: "надеть на руку манжету для измерения артериального давления", "подышать в трубочку", "подставить лоб"... После анализа данных система выносит вердикт: готов или не готов человек к работе. При одобрении для водителя (он уже расписался в окошечке прямо пальцем) печатается электронный стикер в путевой лист. Осталось только вклеить, показать машину контрольному механику - и на линию.
Обмануть чудо техники не получится. Водители интереса ради пробовали разные уловки - бесполезно. "Как-то по забывчивости пришел в кепке, так система пишет: "снимите головной убор".
Начальник управления производственной безопасности компании Данил Кулев пояснил, что электронный медосмотр проводит не одна лишь автоматика - удаленно участвуют квалифицированные врачи, приписанные к предприятию, поставившему в Тюмень оборудование. Промышленная эксплуатация системы началась еще в декабре прошлого года. Пока с ней имеют дело 18 водителей, работающих в самых дальних точках - на городских очистных сооружениях и двух водозаборах: их освободили от необходимости перед рейсом ехать в ФАП при головном офисе. Скоро на базу, где сосредоточен основной контингент - около 70 шоферов, приобретут стационарный бесконтактный пост со встроенной манжетой для измерения давления и несколько настольных аппаратов. Скорость прохождения осмотров увеличится в разы.
А еще в ближайшие дни начнутся испытания системы мониторинга состояния водителей на базе искусственного интеллекта и компьютерного зрения. Инновационный комплекс включает техническое и программное обеспечение. Техническая часть - это камеры в кабине для мониторинга состояния водителей. ПО - многослойные нейросети. Если человек за рулем во время движения отвлекается, разговаривает по телефону, курит или засыпает, система мгновенно оповестит. Кстати, она распознает дорожные знаки и разметку, освещение на улице, пешеходов, встречный и попутный потоки, а также пишет видеоисторию, которую всегда могут проанализировать диспетчеры.