Тише едешь - дальше будешь: как независимая студия A24 стала моднее Голливуда

11 апреля на российские экраны вышел драматический боевик режиссера Алекса Гарленда "Падение империи" - фильм, в котором в современных нам Соединенных Штатах происходит вымышленная гражданская война, ведущая к развалу государства.

По сюжету некоторые американские штаты отделяются от центральных властей и готовятся штурмовать Вашингтон. Малобюджетная по меркам большого классического Голливуда картина, стоившая 50 миллионов долларов, стала лидером проката в прошедшие выходные в Северной Америке и самой заметной новинкой в России. Несмотря на тематику проекта, которая по умолчанию предполагает большие кассовые сборы и гарантированную заинтересованность зрителя, первые результаты проката картины - большой и отчасти внезапный успех, не только отдельной студии, но и всей индустрии. Важно отметить, что картина снята и выпущена на независимой основе, то есть без участия крупнейших голливудских кинокомпаний. За реализацию ленты ответственна A24, студия из Манхэттена, которая вот уже несколько лет выпускает авторские хиты, год за годом завоёвывая "Оскары" и общемировые зрительские симпатии.

Примечательно, что A24 - одна из немногих студий, фильмы которой продолжают выходить в России даже после введения санкций и ухода Голливуда из страны. И результаты "Падения империи" на практике показывают, что независимое кино, особенно с такими проблематикой и размахом, интересно в том числе и российскому зрителю. Картина отметилась не только лучшим стартом среди иностранных фильмов этого года в РФ, но и наивысшим кассовым результатом по итогам первых выходных среди всех фильмов A24, выходивших в нашей стране. Похожая ситуация и в Штатах: картина стала хитом проката и первым фильмом студии, возглавившим американский прокат, обойдя голливудские проекты.

Независимая кинокомпания функционирует всего чуть больше 10 лет, но уже нашла свою преданную аудиторию. Однако если раньше эта аудитория ограничивалась фестивальной публикой и поклонниками, склонными считать себя истинными ценителями, то сегодня постоянных зрителей фильмов A24 стало намного больше. Всё благодаря четкому пониманию того, как студия видит выпуск собственных фильмов, а также созданию модного имиджа компании из разряда "не такие, как все". И этот подход заметен во всем: начиная от сосредоточенности продюсеров на авторском почерке режиссеров, что заметно отличает компанию от Голливуда последних лет, заканчивая хитроумной рекламной стратегией, с нуля разрабатываемой для каждого отдельного проекта. Совокупность всех факторов позволила студии стать самой заметной независимой кинокомпанией и одним из главных хитмейкеров во всем кинобизнесе - за плечами A24 уже 49 номинаций и 16 побед на "Оскаре", например, за "Все везде и сразу", в свое время ставшей самой титулованной картиной за всю историю кино.

"Падение империи" во многом открывает новую главу в истории A24. Зарекомендовав себя во всем мире, в том числе и в России, как основного поставщика авторских картин, студия постепенно меняет привычную стратегию. Отчасти - из-за того, что продюсеры A24 фактически стали заложниками своего же образа. После пандемии студия выпустила ряд картин ("Легенда о Зеленом рыцаре", "Все страхи Бо" и другие), в которых ее главное достоинство - сосредоточенность на авторе - переросло скорее в фанатичную зацикленность. Фильмы остались непонятыми зрителями и оказались убыточными.

Картина "Падение империи" же стала самым дорогим проектом компании, открыв тем самым новую линейку коммерчески более привлекательных фильмов A24 - пока не блокбастеров, но фильмов, которые выходят за рамки устоявшихся шаблонов независимых компаний. Очевидно, в успехе "Падения империи" играет свою роль и американская политическая конъюнктура, делающая ленту злободневной и актуальной как никогда. Однако сегодня уже можно рассуждать о том, что фильм так или иначе послужит прецедентом и для других студий: практическим доказательством того, что при правильной рекламной кампании и отчетливом видении потенциала в мире до сих пор можно вызвать интерес зрителя к большому независимому кино: будь то в США или в России.