На самокатах запретили ездить по центру города, на кладбищах и быстрее 5 км/ч

На электросамокатах запрещают ездить по кладбищам, с пассажирами, ограничивают их скорость до 5 км/ч, блокируют механизмы и даже вводят полный запрет на них. "Российская газета" узнала, как в регионах пытаются снизить опасность использования средств индивидуальной мобильности.

Екатеринбург: самокаты заблокируют

Пешеходы Екатеринбурга живут в предвкушении долгожданного момента, когда на тротуарах города можно будет вальяжно прогуливаться вместо того, чтобы постоянно оглядываться, опасаясь стремительно несущихся самокатов.

В этом году, чтобы хоть как-то снизить количество столкновений и травмирований, депутаты Екатеринбургской городской думы одобрили предложение ГИБДД ограничить в центре города до 15 км/ч скорость самокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ).

Перемены в поведении самокатчиков уральцы заметят уже в День победы. Так считает председатель комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети администрации Екатеринбурга Игорь Ощепков. Двухколесным массово придется снизить скорость на улицах, которые граничат или идут параллельно с местом проведения праздника.

"Все крупные культурно-массовые мероприятия этого года: Ночь музыки, День города, 9 Мая, где мы готовим ограничения личного транспорта, рассчитываем ограничить и скорость электросамокатов", - отметил Игорь Ощепков.

Екатеринбуржцам также запретили ездить на электросамокатах по кладбищам.

Помимо этого, представители ГИБДД предлагают всем пешеходам проявлять активную позицию и сообщать о нарушителях, которые ездят на самокате вдвоем.

"Фотографию индивидуального номера СИМ надо прислать в кикшеринговую компанию (занимается прокатом электросамокатов) чтобы они могли блокировать аккаунт пользователя. Так, в ходе пробного рейда за один день было заблокировано 90 самокатов. И эта блокировка бессрочна. Повторно оседлать самокат эти пользователи уже не смогут", - предупредил начальник Отдела государственной инспекции по безопасности дорожного движения Управления МВД России по Екатеринбургу Роман Ярыш.

Этим летом сразу четыре фирмы по аренде средств индивидуальной мобильности выведут для использования 13 тысяч 130 самокатов. Новый вид городского транспорта вывел екатеринбуржцев в тройку лидеров среди жителей мегаполисов. 40% жителей, по расчетам одной из компаний, в прошлом году предпочли самокаты автобусам, личным автомобилям или пешим прогулкам.

Пермь: его здесь больше нет

С улиц Перми исчезли самокаты. Совсем! Кикшеринговые компании вынуждены были приостановить свою деятельность в городе. Тому есть две причины.

Первая: пермские власти запретили парковать электросамокаты в центральных районах города. Вторая: владельцы брошенных в городе электросамокатов будут платить за их эвакуацию (1,5 тысячи рублей) и за хранение на стоянках (по 100 рублей в сутки). И все это уже работает.

Жители города очень довольны. Правда, молодежь все-таки пытается бороться с новыми правилами. И пишут жалобы на имя мэра. А пешеходы вздохнули с облегчением: теперь они могут спокойно ходить по улицам, не озираюсь по сторонам.

Петербург: выше 10 км/ч не разгоняться

Администрация Санкт-Петербурга заключила с кикшеринговыми компаниями специальное соглашение, в котором закреплен список красных зон. Здесь на электросамокатах ездить запрещено.

Также в городе ввели скоростные ограничения. Причем на самых оживленных улиц - более жесткие, чем в целом по городу: 10 км/ч вместо 25 км/ч. Решение программное: в зоне ограничений скорость снижается автоматически.

В Северной столице также идет тестирование системы "детектирование поездок вдвоем", которая запретит ездить на самокате двум и более пользователям, и изучается возможность верификации пользователей СИМ по данным используемых банковских приложений либо через портал Госуслуги с целью запрета пользования несовершеннолетним.

А с 1 мая в Северной столице стартует пилотный проект по контролю использования СИМ в зоне платной парковки и соблюдению пользователями правил дорожного движения. Следить за порядком будут и пешие инспекторы, и даже искусственный интеллект - передвижные комплексы видеофиксации.

Сведения о нарушениях будут передавать операторам кикшеринга "для дальнейшей отработки". А в будущем хотят привлечь связанных с использованием СИМ, органы МВД России.

В нынешнем сезоне на улицах Петербурга разместят 48 тысяч арендных электросамокатов.

Сочи: нужны специальные дорожки

Несмотря на запреты в городе-курорте так и не решили проблему с электросамокатами. Так считает представитель автономной некоммерческой организации "Институт урбанистики "Импульс Сочи" Эдуард Багдасарян.

"Велодорожек в центре города больше не стало, - пояснил он, - а электросамокаты пользуются большим спросом. И на них ездят по пешеходным дорожкам".

Не помогает и ограничение скорости до 5 км/ч на некоторых улицах. Все равно ездят быстро - опасно для себя и пешеходов. Как считает Багдасарян, без полноценной велоинфраструктуры в Сочи не получится снять напряженность.

Ростов-на-Дону: пора вводить запреты

Чашу терпения ростовчан переполнил дикий случай, произошедший в апреле, когда электросамокатчик сбил в Ростове пожилую женщину. На записи, выложенной в интернете, видно, как неизвестный наезжает бабушку и уезжает, не оказав ей помощь.

Горожане надеются, что этот случай подтолкнет местные власти ускорить введение частичного запрета на использование электросамокатов. Идея возникла в прошлом году в ростовской администрации, где разработан соответствующий проект. Пока он проходит правовую экспертизу. Суть предложений - определить в городе зоны, свободные от самокатов. Здесь нельзя будет не только на них кататься, размещать точки проката, но и парковаться.

Как наводят порядок с электросамокатами в Москве, читайте в ближайшем номере "Российской газеты".