СВО уже стала полигоном для обкатки воздушных дронов, которые сейчас доминируют на линии боевого соприкосновения. Использование ударных и разведывательных беспилотников потянуло за собой развитие и наземных платформ.
До начала военной спецоперации проектирование и испытания колесных и гусеничных беспилотных платформ носили больше инициативный характер. Они создавались, проходили испытания, в том числе и в Сирии. Причем в той же Сирии, при всех минусах наземных роботов, наши разработчики доказали, что несколько небольших беспилотных платформ с установленными на них автоматическими гранатометами или пулеметами способны решать задачи. Однако большого развития эта тема не получила, оставшись на уровне инициативных разработок.
После начала СВО встал вопрос, как минимизировать потери наших подразделений от атак с воздуха при штурме, обороне и транспортировке боеприпасов или вывозе раненых. Одним из решений становится использование наземной беспилотной техники. Сначала разработкой наземных платформ занимались умельцы в тылу и на передовой. Машины собирались, что называется, на коленке, из того, что было под рукой. На первый взгляд, создать наземный беспилотник-транспортер задача для инженера не особо сложная. Такой транспорт можно сравнить с детской машинкой на радиоуправлении. Однако, как обычно, трудности кроются в деталях. Научить работать автономно наземную платформу гораздо сложнее, чем ее воздушного собрата. При движении по земле у дрона возникает больше трудностей и нюансов, чем при полете в воздухе. Здесь можно говорить о пока еще "сыром" программном обеспечении, недостаточном технологическом уровне. Давайте вспомним, что даже проект использования гражданских беспилотных автомобилей, при всех вложениях в эту программу, до сих пор не заработал. То есть, конечно, ездят такие машины по дорогам, но на строго ограниченных участках с идеальным дорожным покрытием и под неусыпным контролем операторов.
На поле боя, где все взрывается, дымит, ориентиры сбиты, работает РЭБ, который глушит все, до чего дотягивается, использовать наземный дрон - очень большая проблема. Вместе с тем понятно, что дорогу осилит идущий. Если эту тему продолжать развивать не кустарно, а осваивать в рамках госпрограммы, то мы можем стать первыми, кому удастся масштабно задействовать как воздушные, так и наземные беспилотники на поле боя. Наработки наших фронтовых Кулибиных с использованием гражданских технологий наземной беспилотии вполне могут дать нужный вектор развития в разработке этой несомненно нужной и важной программы.
Сейчас вопрос производства и поставок наземных беспилотников взял на контроль министр обороны Сергей Шойгу. На одном из предприятий ему были представлены несколько инициативных разработок. В том числе - универсальная платформа, сочетающая в себе транспортер боекомплекта, продовольствия, эвакуационную и ударную машину с двумя автоматическими гранатометами "Пламя". Министр потребовал скорейшей постановки этой платформы в серийное производство.
Очевидная заинтересованность минобороны в таких машинах может говорить о том, что у военных есть понимание: наземные беспилотники могут изменить характер спецоперации, ну или существенно повлиять на характер ведения боевых действий.
Сейчас у нас ставка делается на изматывание противника, постепенное выдавливание его из укрепленных позиций. И здесь применение наземных платформ может изменить ход штурма в нашу пользу. К примеру, несколько платформ, которые с воздуха корректирует дрон, могут накрыть огнем опорник противника, подавить огневые точки, дать возможность штурмовикам подойти на дистанцию броска. Такая тактика позволит не привлекать для этих задач бронетехнику, которая является крупной целью и притягивает к себе артиллерию и дроны противника. Наземный беспилотник - цель малозаметная, долбить по ней из всех стволов все равно что по воробьям стрелять. Даже потеря такого дрона не сравнится с потерей танка или БМП, а при должной сноровке выполнять задачи на поле боя беспилотные платформы смогут на уровне бронетехники.
Уверен, что военное ведомство понимает: войскам необходима массовая и недорогая платформа с простым управлением, с которым сможет справиться боец после двух-трех недель обучения.
Подготовил Александр Степанов