Россия на протяжении долгого времени была неотъемлемой частью европейской политики и истории. Но, полагают философы, наша страна полностью не вписывается в так называемые "цивилизационные контуры" западных государств. Россияне всегда находились на стыке нескольких культурных и исторических пространств.
- Международный Кантовский конгресс уже можно считать успешным, ведь мы видим здесь представителей из 23 стран мира. При этом все ученые сошлись во мнении, что мы живем в новом цивилизованном цикле, и поэтому важно сохранять ценностный иммунитет. Приверженность историческим и культурным основам поможет преодолеть любую турбулентность, и учение Иммануила Канта это подтверждает, - открыл сессию Валдайского клуба заместитель председателя правительства России Дмитрий Чернышенко.
Известный философ был одним из ключевых мыслителей эпохи Просвещения. Он исходил из преобразующей силы человеческого разума, которая стала основой модернизации и развития современного общества. Однако опыт показал, что эти процессы нелинейны. Мир не сводится лишь к одной схеме развития и одной цивилизационной модели. Так, например, последние несколько столетий Запад превалировал на международной арене, в основе его развития лежало созидательное разрешение. Сегодня Китай предлагает совершенно иную модель, которая ориентируется не на конфликт, а на гармонию.
- В последнее время усилилась необходимость в диалоге между цивилизациями, каждая из которых имеет свою собственную природу, культурные и исторические особенности. Важно развивать концепцию равенства, чтобы мы вместе могли построить яркий и красочный мир, - подчеркнул директор Института по изучению пограничных проблем Китая Академии общественных наук КНР Син Гуанчэн.
Здесь хочется вспомнить знаменитый труд Иммануила Канта, посвященный вечному миру. Теория эта утопичная, но приблизиться к ней можно. По мнению президента БФУ имени Канта Андрея Клемешева, творчество философа сильно пересекается с современностью. Мир требует перемен, однако в плане просвещения люди все еще остаются несовершеннолетними, несмотря на все достижения. И над этим предстоит работать. Возможно, настало время для своеобразного "Просвещения 2.0", и это отличная возможность вновь обратиться к трудам Иммануила Канта.