Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры помогает Смольному собору воссоздать утраченный иконостас.
К 1751 году гениальным архитектором Ф.- Б. Растрелли были закончены все подготовительные работы и устройство фундаментов, началось возведение самого собора и монастырских зданий. Весной же 1751 года были начаты работы по сооружению колокольни Смольного монастыря: готовили рвы под фундамент и забивали сваи.
Строительство собора и монастырских зданий велось очень быстро и с небывалым размахом, финансирование из казны было щедрым и регулярным. К 1756 году практически было закончено строительство монастырских корпусов, и начались работы по их внутренней отделке, одновременно с этим Ф.- Б. Растрелли выполнил проекты иконостасов. Однако с началом Семилетней войны с Пруссией (1756 - 1763) из-за недостаточного финансирования строительные работы замедлились. Иконостасы так и не были исполнены в реальности.
В конце 1820-х годов по указанию императора Николая I начались работы по окончательной достройке храма. Работами руководил архитектор Василий Петрович Стасов. Таким образом, первым существовавшим в реальности иконостасом стал созданный мастером Петром Кретаном вариант по рисунку В.П. Стасова.
Все три иконостаса Воскресенского, Елизаветинского и Магдалининского алтарей были выполнены в едином классицистическом стиле и соответствовали внутренней архитектуре собора. Иконостасы были белые с золоченой резьбой, перед ними установили великолепные балюстрады из 164 хрустальных балясин, выполненных на Мальцевском заводе Орловской губернии. Они сверкали и переливались в лучах света, наполнявшего зал через огромные окна.
К написанию икон для иконостаса были привлечены частные художники: Петр Васильевич Басин, Пауль Эмиль Якобс, Федор Павлович Брюллов, Алексей Гаврилович Венецианов. Запрестольный образ южного придела за авторством последнего стал единственной сохранившейся иконой собора, сегодня она находится в коллекции Русского музея, Франц Николаевич Рисс и другие.
Иконостасы были завершены в 1835 году, 22 августа Смольный собор был освящен. Однако на этом работа над иконостасами не остановилась - в середине XIX века решают иконостасы заменить, причиной указывалась ветхость. Но отмечается и иная причина - изменение предпочтений и необходимость поддержания барочной стилистики в интерьере собора.
Так в 1875-1882 годах в соборе появились новые иконостасы "в духе графа Растрелли", выполненные по проекту архитектора Максимилиана Месмахера. Исторический центральный иконостас был установлен и освящен в 1875 году. Он имел высоту 22,5 метра. При составлении рисунка иконостаса учитывалась необходимость сохранить иконы, исполненные ранее известными художниками. Правда, сделать это удалось только для центрального иконостаса.
Таким образом, иконостас Месмахера был интерпретацией шедевров мировой живописи. Русские мастера подражали Брюллову, Басину, Тициану, Рафаэлю Санти. В 1882 году были установлены новые иконостасы северного и южного приделов, выполненные по проекту М.Е. Месмахера.
После революции иконостасы серьезно пострадали, а в самом соборе в разное время размещались светские организации. После окончания Великой Отечественной войны в соборе еще сохранялись полуразрушенный иконостас, фрагменты кафедры и Царского места. В 1967 году началась реконструкция собора. Иконостас собора был демонтирован только в 1972 году и впоследствии полностью утрачен.
Обсуждения необходимости воссоздания иконостаса были начаты в 2017 году, когда Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Санкт-Петербурга выступил с такой инициативой. Сотрудники комитета собрали исторические материалы - чертежи, изображения и документы, а затем обратились за помощью к ученым-историкам СПбГУ. На протяжении нескольких месяцев специалисты осматривали хранилища, работали в архивах и опрашивали музейных работников. Специалисты СПбГУ также провели фотофиксацию фрагментов резьбы барочных иконостасов ХVIII века, которые хранятся в фондах ГМЗ "Царское Село". Царскосельские иконостасы принадлежат эпохе барокко, на которую ориентировался Месмахер при создании нового иконостаса для собора Растрелли.
В 2021 году инициативу воссоздания поддержал фонд. Все архивные данные, собранные работниками КГИОП и учеными СПбГУ, были взяты в работу, однако исследование продолжилось.
"Смольный собор - жемчужина мировой архитектуры и один из главных символов Петербурга. Фонд уже реализовал несколько проектов в соборе. Так, была сделана входная группа, создана точная копия макета Смольного монастыря Ф.- Б. Растрелли, создан список чудотворной иконы Федоровской Божией Матери в драгоценном окладе и ризе, изготовлен резной киот с двумя лестницами. Принесение иконы в Смольный собор состоялось в конце октября 2022 года. Ведутся работы по созданию музея "Собрание Ангелов" в подкупольном пространстве собора. При этом воссоздание утраченного иконостаса - наша основная задача в Смольном соборе на ближайшее время" - отмечает Илья Козлов, директор Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры Санкт-Петербурга.
На текущий момент силами фонда полностью завершен металлокаркас, который является основной для будущего иконостаса: выполнены основы для центрального, южного и северного приделов. Следующий шаг - обшивка этих конструкций. Сегодня активно ведутся работы по изготовлению и монтажу деревянных и резных элементов иконостаса центрального алтаря, которые в скором времени буду завершены.
Отдельный и один из основных этапов работы по воссозданию иконостаса - написание икон. Эти работы выполняет ООО "Подворье" под руководством Ярослава Штеренберга.
"При написании икон основным ориентиром являются черно-белые фото иконостасов Смольного собора, на которых можно рассмотреть, как выглядели образы в XIX веке. Качество снимков не позволяет увидеть детали, но в целом композиционные решения сюжетов, масштабы фигур, темные и светлые силуэты рассмотреть можно. Также важно было учесть такие параметры, как характер декорирования воссоздаваемого иконостаса, в первую очередь - белый цвет окраски и тон позолоченной резьбы, белый цвет отделки современного интерьера", - отмечает Ярослав Штеренберг.
Работы такого масштаба выполняются в несколько этапов. Для того чтобы приступить непосредственно к письму, необходимо провести серьезную подготовку. На протяжении полугода велся сбор иконографического и фотоматериала в архивах, фондах и музеях. Всего было найдено и проанализировано более двух тысяч изображений икон, картин и их аналогов. Одновременно с этим проводилась исследовательская работа - мастера составляли уточненный список наименований икон с учетом предполагаемого авторства.
Отдельного внимания заслуживает процесс воспроизведения иконы "Предстательство Божией Матери за воспитанниц Смольного института" Алексея Венецианова. Она, как упоминалось, хранится в Русском музее. Благодаря содействию музея мастерам удалось получить доступ к оригиналу для снятия выкрасок с составлением палитры с работы. Сейчас коллективом художников под руководством Штеренберга выполняется написание одиннадцати икон главного иконостаса, они будут завершены в июне 2024 года.