Школьники-мусульмане в Европе считают положения шариата важнее конституции

Почти 70 процентов немецких подростков-мусульман считают, что прописанные в Коране нормы важнее светских законов ФРГ, а около трети предпочли бы жить в религиозном государстве и полагают, что соблюдение исламского права было бы полезно для всего общества в Германии. Такие результаты показало исследование, проведенное Институтом криминологических исследований Нижней Саксонии среди старшеклассников. Данные появились в немецких СМИ вскоре после скандала, когда в одной из школ четверо подростков создали что-то вроде шариатской полиции и заставляли одноклассников-мусульман соблюдать строгие религиозные нормы. Более трети немецких учителей признают, что они хотя бы раз сталкивались в школах с конфликтами на религиозной почве, а четверть - с проявлениями радикального исламизма. При этом далеко не всегда подобные конфликты возникают между представителями разных конфессий. Как отмечают исследователи из Университета Фехты, во многих случаях это конфликты по поводу интерпретации одной и той же религии.
Более половины школьников-мусульман считают, что ислам "не совместим с ценностями французского общества".
Более половины школьников-мусульман считают, что ислам "не совместим с ценностями французского общества". / Getty Images

Мусульманская молодежь во Франции и в значительной степени школьники настроены куда более радикально, чем их единоверцы среднего и старшего возрастов. Об этом свидетельствуют регулярные опросы, которые проводит солидный институт по изучению общественного мнения IFOP. Интерес к теме объясним: ведь мусульмане составляют десятую часть от населения Франции, а это примерно семь миллионов человек. Так вот по данным института, три четверти местных мусульман в возрасте до 25 лет ставят свои религиозные убеждения выше "республиканских ценностей". А из их числа более половины (57 процентов) идут еще дальше, полагая, что ислам вообще "не совместим с основополагающими ценностями французского общества". При этом опрошенные отдают предпочтение положениям шариата, считая их " стоящими выше законов республики". Ситуация еще хуже среди школьников из мусульманских семей, в первую очередь тех, кто живет в "зонах приоритетного образования" - так здесь называют проблемные районы и пригороды с компактным размещением выходцев из Алжира, Туниса и прочих стран Северной и Западной Африки. Как выяснили эксперты IFOP, 65 процентов лицеистов-старшеклассников убеждены в том, что ислам есть "единственно верное религиозное учение", что оно "важнее норм и правил", составляющих основу государственного устройства Франции.

Около трети подростков-мусульман ФРГ полагают, что исламское право полезно для общества Германии

В итальянских СМИ появились сообщения о том, что дирекция общеобразовательной школы Икбал Масих в Пиольтелло (провинция Милана) объявила для своих учеников-мусульман выходным днем 10 апреля, последний день Рамадана. При этом остальные дети были обязаны прийти в этот день в школу. Одна часть итальянцев обеими руками поддержала решение директора школы Марии Рендани, назвав его проявлением уважения к мусульманской культуре. Другие же раскритиковали руководителя, подчеркнув, что ее поступок нарушает принцип светскости государства и ставит мусульманских детей в привилегированное положение. Министр образования Италии Джузеппе Вальдитара считает, что ни одно учебное заведение не вправе самовольно объявлять выходными днями праздники, имеющие отношение к религиям, которые не являются официально признанными в Италии. Министр клятвенно обещал урегулировать данный вопрос на законодательном уровне "в духе здравого смысла, избегая напряженности и хаоса". Рамадан стал "яблоком раздора" еще в одной миланской школе, но уже по другой причине. В разгар поста директор учебного заведения предложила родителям мусульманских детей два варианта: либо они забирают своих чад домой до обеда, или ученикам-мусульманам придется сидеть в столовой с остальными детьми и смотреть, как те обедают. Многие сочли такое решение нарушающим права детей-мусульман. Они указали, что в школе не было создано никаких условий для того, чтобы постящиеся ученики могли спокойно поесть в другое время. В итоге под давлением общественности школа была вынуждена отменить свое решение.