В приграничных Белгородской и Курской областях аварийный ремонт дорог еще после первого потепления осложнялся оперативной обстановкой в близких к границе муниципалитетах, однако даже с учетом постоянных вражеских атак бригады приступили к ремонту дорожного полотна после зимы оперативно и в срок. В первую очередь строители выехали на те трассы, которые наиболее востребованы, но вызывали массу нареканий.
В Белгородской области, к примеру, специалисты еще в конце марта начали работу на автодороге Белгород - Грайворон - Козинка. Как раз по этой трассе люди выезжали из обстреливаемых ВСУ поселков и сел. Почти шестикилометровый участок от села Серетина и до объездной поселка Борисовка обновляется оперативно и качественно.
На состояние дороги от города Старого Оскола до села Николаевка водители жаловались два года. Здесь это единственная транспортная артерия из села в крупный металлургический город, альтернативы нет. Теперь дорогу ремонтируют за 150 миллионов рублей.
В Курской и Орловской областях пристальное внимание дорожных служб обращено на дороги далеко не только в столице региона и пригородах. По нацпроекту "Безопасные и качественные дороги" из участков, подлежащих обновлению, два - в самом Орле, а еще пять - в Орловском округе, а в целом планируется обновить свыше 100 трасс и искусственных сооружений протяженностью 112 километров. В Курской области объем немного больше. В областном центре работы начаты по одной из ключевых транспортных веток - улице 50 лет Октября.
- Это одна из самых протяженных улиц в Курске. От жителей поступало много обращений о необходимости ремонта данного участка дороги. Пожелания были учтены. Движение транспорта на улице 50 лет Октября всегда интенсивное. Этот участок - самый крупный из выполняемых в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги" в 2024 году в областном центре, - отметил министр транспорта и автомобильных дорог Курской области Александр Замараев.
Масштабные планы дорожной модернизации выстроены в Липецкой области. Глава региона Игорь Артамонов отмечает, что отремонтировать предстоит почти 400 километров трасс, большую часть, конечно, в рамках нацпроекта. Только в самом Липецке на обновление дорог закладывалось свыше миллиарда рублей, а теперь к этой сумме добавилось еще 250 миллионов.
- Дополнительно выделили городу 250 миллионов рублей на восстановительные работы. Это участки, которые не вошли в первоначальный план 2024 года. А выглядят они после зимы кошмарно. Да и не только в зиме дело. Некоторые дороги не ремонтировались с 1991 года. А поток транспорта растет, - заметил Игорь Артамонов. - Многие участки отремонтируем по просьбам жителей. И вообще сместим акценты - в приоритете будут улицы в отдаленных микрорайонах города.
Знаковый объект в Липецке и во всей области - Восточный обход города: это кольцо замкнется в том числе и благодаря новому мосту.
Игорь Артамонов называет этот мост финальным и самым сложным этапом масштабного проекта.
- Дорожное кольцо вокруг города фактически сомкнулось: берега соединили балками. Бетон, асфальт - и можно будет идти и ехать. Восточный обход соединит две трассы: Грязинскую и Орел - Тамбов, - напоминает он. - Это плюс для логистики. Водителям станет проще добираться из промзоны в аэропорт и выезжать на федеральные трассы. И для города хорошо: поток большегрузов выйдет за пределы Липецка.
Внимание мостовым конструкциям по нацпроекту "Безопасные и качественные дороги" уделяют несколько лет подряд, и в регионах отмечают, что это позволяет не только капитально ремонтировать оживленные и востребованные автолюбителями путепроводы, но и мосты межмуниципального значения, состояние которых, к счастью, далеко до аварийного, а теперь таковым и не станет.
Впрочем, нередки случаи и реконструкции исключительно за счет регионального бюджета. В Алексеевском горокруге Белгородской области металлическую конструкцию моста через реку Черную Калиту заменят на новую железобетонную: сам мост уже в таком состоянии, что через него ограничили проезд большегрузов. Да и всего одна полоса для движения в нынешнее время делает конструкцию совершенно устаревшей. Теперь проезжую часть на железобетонном основании расширят до двух полос, подходы к мосту обустроят удобными для каждого - и конструкция станет полноценной транспортной артерией для муниципалитета с развитой промышленностью и АПК. Всего за год в Белгородской области обновят 13 мостов и путепроводов.
Капризная зимняя погода со снежными заносами, внезапной оттепелью и чередой ледяных дождей который год заставляет дорожные подрядные организации пересматривать технологии строительства и ремонта трасс. Ответственные за дорожное полотно чиновники, в свою очередь, пристально следят за качеством полотна в процессе эксплуатации.
- Поручил сформировать список дорог, где необходимо выполнить ремонтно-восстановительные работы в ближайшее время. В первую очередь нужно обратить внимание на основные транспортные артерии, по которым проходят маршруты общественного транспорта. Мировая практика показывает, что при аналогичных погодных условиях руководство городов и регионов полностью останавливает маршрутное сообщение. Но мы его сохраняем, - сообщил курский губернатор Роман Старовойт, а его подчиненные тем временем проводили обследование дорог, которые находятся на гарантии. Таковых в регионе свыше 720 километров.
Больше десятка случаев дефектов выявили в первые же дни - подрядчикам предписано их устранить до 1 мая.
О том, что изменение климата стало хорошим стимулом для изучения и применения дорожных инноваций, говорят и теоретики отрасли, и практики. Та же технология холодного ресайклинга, которую не считают принципиально новой или прорывной, используется который год и позволяет сохранять стабильным основание дороги. Под Старым Осколом ее применяют как раз для обновления дороги на Николаевку. Изношенный слой асфальтового покрытия срезается, смешивается со щебнем, цементом и специальными добавками - все это и становится основанием трассы.
- Стабилизированная смесь обладает свойством монолита, исключает просадку, образование колеи и трещин при последующей эксплуатации, - отметили в минтрансе региона. - Дороги, уложенные с использованием технологии холодного ресайклинга, более качественны и долговечны.
Эксперты уверены: новые технологии при их грамотном и четком применении позволят дорогам служить долго, а подрядчикам - экономить на гарантийном ремонте. А несогласным с этим скептикам, которые ставят под сомнение способность дорожного покрытия выдержать и зимнюю непогоду, и нагрузки тяжелой техники, в Курской области намерены показывать участок трассы Дьяконово - Суджа. Его ремонтировали в прошлом году, и, несмотря на сложную во всех смыслах зиму, впечатление такое, будто работы произведены вчера.