"Да и откуда взяться рентабельности, если на линии появляется по одной машине в час? Целенаправленно создается ситуация, чтобы люди добровольно отказались от троллейбусов. Но они продолжают за них бороться. Почитайте наши соцсети, сами в этом убедитесь", - рассказала корреспонденту "РГ" местная активистка.
И действительно, чаще всего в Нальчике сейчас обсуждают проблемы, связанные с работой транспорта. Дискуссия активизировалась на минувшей неделе, когда стало известно, что глава СК РФ Александр Бастрыкин отреагировал на обращение жителей столицы Кабардино-Балкарии, авторы которого выразили несогласие с сокращением количества троллейбусных маршрутов в городе и разрушением сопутствующей инфраструктуры. Председатель Следственного комитета России поручил руководителю СУ СК России по Кабардино-Балкарской Республике Андрею Потапову провести процессуальную проверку и представить доклад об установленных в ходе проверочных мероприятий обстоятельствах. Исполнение поручения, а также ход процессуальной проверки поставлены на контроль в центральном аппарате ведомства.
Пользователи Сети пишут, что спасать муниципальный транспорт нужно не только в Нальчике, но и в других районах республики. Ведь ситуация везде практически одинаковая: транспортные МУПы банкротятся. А в столице региона в результате годами копившихся долгов исчезают троллейбусы. Особенно бурная дискуссия развернулась в популярном в Кабардино-Балкарии Telegram-канале "ЧП/Нальчик".
"Люблю троллейбусы. С ними связаны воспоминания детства, - написал комментарий один из пользователей. - Хорошо, если они вернутся на наши улицы и что на них, как раньше, можно будет наш Нальчик от края до края проехать".
"Во многих городах убирают троллейбусы, и везде люди жалуются. Когда автомобили на улицах появились, они тоже говорили: "Верните лошадей", - отмечает другой местный житель.
"О чем вы? Мы живем в курортной республике, Нальчик тоже курортный город, а самый экологически чистый транспорт - троллейбус - уничтожают. Обилие маршруток на наших дорогах становится настоящим бедствием. Да и ездить в них приходится, согнувшись в три погибели, особенно когда пассажиров в салон как селедок набивают", - выразил свое мнение еще один житель Нальчика.
"Думаете, наша мэрия от хорошей жизни от троллейбусов отказывается? Просто в бюджете нет средств на их содержание".
Словом, мнений много и полемика разгорается. Народ надеется, что поручение Бастрыкина будет выполнено, местные чиновники одумаются и вернут троллейбусы на городские улицы. В это верится с трудом, хотя троллейбус действительно считается одним из самых экологичных видов транспорта. Ведь его двигатель не создает вибрации, а в салоне не пахнет горючим. Да и для автомобилистов на дороге рогатая машина предпочтительнее автобуса: быстрее разгоняется и не задерживает транспортный поток. Правда, висящие над головой провода создают визуальный шум, но к нему привыкаешь, особенно если регулярно ездишь "на рогатом" на учебу или на работу.
Однако в последнее время все больше становится городов, где этот шум остается лишь в воспоминаниях. По данным недавно проведенных исследований, на момент распада СССР троллейбусы ходили почти в 100 городах страны. Сегодня они сохранились лишь в сорока из пятидесяти крупнейших российских городах, являясь во многих одним из ключевых видов общественного транспорта. В то же время, как отмечают авторы исследования, в последние полтора десятилетия в тринадцати городах (это 14,3 процента из всех, где были троллейбусы) данный вид транспорта ликвидировали.
Пример оказался заразителен: теперь в ряде других муниципалитетов планомерно и целенаправленно закрываются троллейбусные маршруты. Схема везде примерно одна и та же: мэрия пускает на самые хлебные маршруты неконтролируемых частников, у которых нет никаких обязательств перед городом, зато есть все возможности, чтобы отбирать пассажиров у муниципального общественного транспорта. Из бюджета эти потери электротранспорту никак не компенсируются, так что МУПы, заведующие трамваями и троллейбусами, погрязают в долгах перед энергетиками, банкротятся, перестают нормально обслуживать подвижной состав, пути и контактные линии. В итоге в городе остается пара маршрутов, на каждом из которых троллейбуса надо ждать 40 минут. Пассажиры начинают жаловаться на электротранспорт и просить исправить ситуацию.
Именно так происходит и в Нальчике, где из пяти функционировавших ранее троллейбусных маршрутов в разные концы города остался один - "четвертый". Он соединяет проспект Кулиева с микрорайоном "Дубки". Маршрут длинный, но троллейбус на нем, по словам пассажиров, появляется один раз в час, не чаще. Понятно, это вызывает недовольство. Но в других микрорайонах исчезли не только троллейбусы, а уже и демонтирована часть контактных проводов.
Об экологически чистом транспорте, что так важно для курортного города, чиновники, похоже, думают куда меньше, чем о рентабельности предприятия. Вероятно, троллейбусы стали невыгодны городу. Проезд на них стоит дешево, а электроэнергии потребляется много. Растут не только затраты на содержание машин, но и налоги, от которых никто не освобождает общественный транспорт, несмотря на его социальную роль.
Можно предположить, что дело не только в убыточности, но и в общей тенденции: городские власти заинтересованы в ликвидации МУПов. Ведь согласно требованиям закона, муниципальные унитарные предприятия до конца нынешнего года нужно реорганизовать или ликвидировать. Мэрия Нальчика пошла по второму пути.
Как удалось выяснить корреспонденту "РГ", МУП "Нальчикский транспорт", отвечающий в том числе за работу троллейбусов, первого февраля этого года после процедуры банкротства был ликвидирован и вместо него создано ООО "Нальчикский транспорт", то есть изменилась форма собственности предприятия, и теперь оно подконтрольно не столько государству, сколько частным лицам. И поскольку троллейбусы прибыли не приносят, в новоиспеченном ООО, скорее всего, планируют ликвидировать последний маршрут. Так ли это или нет, в мэрии не прокомментировали.
Осознав, что город остается без троллейбусов, жители пожаловались Бастрыкину. Глава Следственного Комитета России отреагировал и поручил руководителю Следственного Управления СКР по КБР разобраться в причинах банкротства МУПа. Как сообщили в пресс-службе ведомства, проверка уже началась. Примечательно, что подобные проверки в ряде других муниципалитетов, где также были ликвидированы троллейбусы, заканчивались обычно возбуждением уголовных дел. Как повернется ситуация в Нальчике - покажет время.
На данный момент мэрия города, кажется, заняла выжидательную позицию: за комментарием мы обратились к главе Нальчика Таймуразу Ахохову, но в его аппарате ничего не смогли ответить корреспонденту "Российской газеты", сославшись на занятость. .
Общественное напряжение из-за закрытия движения троллейбусов возникало за последние годы и в других городах СКФО. Так, еще в 2019 году в Ставрополе, где из некогда 12 маршрутов электротранспорта сохранилось только шесть, депутаты местной гордумы, ссылаясь на нерентабельность, рекомендовали мэрии "рассмотреть вопрос о ликвидации троллейбусного предприятия". Однако власть от этой идеи в итоге отказалась, взявшись за модернизацию изношенного троллейбусного парка. В этом году он пополнится еще сорока пятью современными машинами.
Как рассказал заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Ставрополья Денис Янаков, троллейбусы, которые выйдут на линию во втором полугодии, будут оснащены беспроводным интернетом и подзарядками для телефонов, а также благодаря низкому полу доступны маломобильным группам пассажиров. Помимо этого, новый транспорт сможет работать на автономном ходу не менее 20 километров.