Теракт - исключительный случай, однако в местах массового пребывания происходят и ЧП другого рода. Так, в июле 2023 года в московском торговом центре "Времена года" из-за прорыва трубы с горячей водой погибли четверо и пострадали 70 человек. В подобных ситуациях посетители получают гарантированные выплаты только в том случае, если сами были застрахованы или владелец объекта добровольно сделал это в отношении своих гостей. Но последнее - большая редкость.
- Собственники торговых комплексов и других объектов, как правило, страхуют только свое имущество, - отметил президент Всероссийского союза страховщиков Евгений Уфимцев на площадке ТАСС. - К примеру, на дорогах у нас совсем другая ситуация: сами автомобили по автокаско страхуют всего 15-16 процентов владельцев, а полис ОСАГО есть у 95 процентов, потому что закон обязывает его иметь. Если же поврежден торговый комплекс, его собственник чаще всего получает выплату, а посетители - нет.
По словам Евгения Уфимцева, трагедия в "Крокус Сити Холле" еще раз показала те проблемы, которые возникают из-за отсутствия обязательного страхования. Потерпевшие не знают, на какие выплаты могут рассчитывать и куда вообще обращаться по этому вопросу. Кто виноват, к примеру, в стихийном бедствии? Сами владельцы объектов тоже не понимают, должны ли они как-то компенсировать вред, причиненный на их территории.
Поэтому Всероссийский союз страховщиков (ВСС) считает, что нужен закон об обязательном или вмененном страховании гражданской ответственности владельцев мест массового пребывания. Тогда всем будет понятно, какую сумму выплатят в случае получения травм или гибели человека, повреждения или уничтожения имущества. Причем пострадавшему не придется ждать, пока следствие найдет виновных в ЧП - страховое возмещение люди получат сразу.
Предполагается, что обязательное страхование заставит владельцев задуматься о безопасности своих объектов. Ведь перед заключением договора эксперты оценят, из каких материалов построен ТЦ или концертный зал, как работают системы пожаротушения и так далее. Если все плохо - договора не будет, а тогда может встать вопрос и о закрытии заведения.
Сейчас страховщики обсуждают инициативу с деловым сообществом. Говорят, что отторжения нет, но бизнес задает резонные вопросы - например, о стоимости такого полиса. По данным ВСС, слишком дорогим он не будет.
- Эта инициатива крайне актуальна и важна, поскольку направлена на обеспечение максимальной безопасности людей при посещении массовых мероприятий, - считает председатель петербургского отделения "Деловой России" Дмитрий Панов. - Но надо обратить внимание на четкое определение одного или сразу нескольких страхователей. Это могут быть как сами площадки в лице собственников концертных залов, дворцов культуры, торгово-развлекательных комплексов, так и организаторы мероприятий. Важно соблюсти баланс интересов всех участников страхового процесса, при котором будут исключены риски спекуляций со стороны страховых организаций, а граждане не столкнутся с повышением стоимости билетов из-за включения в нее страхового тарифа.
По мнению Дмитрия Панова, наиболее эффективным может стать обязательное страхование гражданской ответственности владельцев площадок: это позволит получить более низкий тариф на протяжении длительного периода, чем разовый для проведения отдельного мероприятия. Также было бы целесообразно вместе с принятием закона утвердить меры поддержки страхователей - в частности, возможность вычета по налогу на прибыль в размере сумм расходов на оплату страхования посетителей, считает представитель делового сообщества.
- Проблема требует системного решения, - полагает основатель компании "Страховой брокер АМsec24" Антон Мельцов. - Любое обязательное страхование приведет к тому, что подорожают услуги. Надо предусмотреть государственное участие в этом процессе, порядок субсидирования. А главное - необходимо четко понимать, в чем проявляется гражданская ответственность. Если речь идет о страховании от пожара, халатности сотрудников, управленческих ошибок, то его обязательное введение фактически означает навязывание услуг. Если же мы говорим о форс-мажорной ситуации, то ответственность должна быть солидарной: ее должны разделять региональные и местные органы власти, представители ведомств на местах.
Исполнительный директор девелоперской компании Glincom Иван Татаринов считает, что надо страховать и ответственность собственников управляющих компаний, которые занимаются эксплуатацией офисных и торговых центров.
- В части ценообразования универсального ответа нет, поскольку страховая компания анализирует параметры здания. К примеру, страхование офисного комплекса площадью 10 000 квадратных метров на предмет гражданской ответственности обойдется примерно в 150 000-200 000 рублей в год. При условии, что выплата на каждый страховой случай составляет около 10 миллионов рублей. Эта сумма способна покрыть типовые ситуации - например, затопление имущества арендаторов из-за прорыва сети, - поясняет эксперт.
При добровольном страховании гражданской ответственности владельцы общественных пространств обычно выбирают страховую сумму в диапазоне от 500 000 до миллиона рублей на одного посетителя, сообщила вице-президент по развитию бизнеса компании "Ренессанс страхование" Татьяна Никифорович. Стоимость полиса зависит от вместимости и проходимости объекта, а также вида бизнеса. Например, для небольшого кинотеатра или выставки стоимость страхования, как правило, составляет 180 000 рублей в год при страховой сумме в полмиллиона рублей на человека.
По оценкам разработчиков, закон об обязательном страховании такой ответственности могут принять до конца 2024 года.
По данным ВСС, добровольно страхуют свою гражданскую ответственность перед посетителями лишь 10 процентов собственников общественных пространств. В основном это владельцы торговых центров в городах-миллионниках. У концертных залов и других развлекательных объектов этот показатель даже в мегаполисах практически нулевой.