Встречать большую воду ишимцы вышли в середине апреля. Последний великий потоп в 2017-м заставил власти построить почти 11-метровую дамбу протяженностью 2,7 километра от железнодорожного моста до очистных сооружений. После уточненного и совсем не обнадеживающего прогноза Росгидромета в 2024-м жители решили наращивать вал - за половину недели его подняли еще на 1,4 метра. А вот пешеходным мостом пришлось пожертвовать. В месте большого скопления мусора, принесенного из поймы, сооружение взорвали, но это, увы, помогло лишь отчасти - стволы деревьев, коряги и ветки настолько спрессовались в потоке воды, что теперь их уже не достают, а распиливают на куски и сплавляют дальше.
- На дамбу вышли более 500 человек - от семиклассников до пенсионеров. Разделились на группы: утром трудились спасатели, после обеда присоединялись студенты, будущие медики и учителя, вечером после работы молодежь сменяли горожане. Курсанты Тюменского военно-инженерного командного училища стояли на посту с шести утра до восьми вечера вообще без перерыва. Сколько мешков мы наполнили песком, сказать не могу, но от их количества рябило в глазах. Даже свою технологию придумали! - описывает вахту на дамбе волонтер культуры, PR-менеджер Ишимского музейного комплекса имени Ершова Юлия Шестакова.
Плотина на месте, готова защищать частный сектор и дачи на окраине, но продолжительное время мокнет пригородный поселок Плодопитомник. Конечно, ему в низине достается каждую весну. Сейчас много сил брошено именно туда, а еще в центр Ишима к набережной, на улицу Радищева - вот где "ахиллесова пята" в наводнение. Капризничает и речка Карасуль в пригородном Стрехнино - волонтеры наконец дождались машин с глиной, можно обороняться. Кому трудно махать лопатой, занимаются готовкой - на обед горячая картошка с копченым салом, пирожки, блинчики и вишневый морс.
Местная жительница Елена Козырева даже в паводковую страду поэтизирует: "Смотрю на водную мощь, а вижу мощь человеческую!" Равнодушных мало, никого не загоняют помогать из-под палки. Высокое начальство выходит на сложные объекты, как в рабочие кабинеты. Матери-героини Елена Сергеева и Мария Захлебных, которые организовывали сбор и доставку гуманитарки бойцам в зоне СВО, теперь переключились на спасение Ишима и трудятся даже ночью. Волонтер Максим Афанасьев с семи утра обегает посты, выясняя, кому и во сколько привезти перекус, воду, тару и веревки.
- Я-то самозанятый, день планирую без привязки к офису. Конечно, ничего не зарабатываю, но что ж теперь... Если в ближайшие сутки река не прирастет, дальше пойдет на спад. Значит, победили мы ее, - размышляет Максим.
У краеведа Геннадия Крамора, знающего про Ишим все и даже больше, - миссия иного толка. Эксперт успокаивает впадающих в истерику земляков, развенчивает мифы и домыслы.
- Винить во всем соседний Казахстан по меньшей мере странно - река сильно разливалась и век назад, задолго до строительства водохранилищ. В 1912 году, например, поднималась на 10,5 метра, в 1941-м - на 985 сантиметров, в 1948-м - на 997. Наводнения были в 2016-м и 2017 годах. Периодичность рисуется странная, конечно. Думаю, надо изучать климат. Полагаю, название Ишим происходит от татарского глагола "ишу", что переводится как "разрушать", "валить" и "извиваться". Все эти слова очень подходят нашей реке - ее русло извилистое, а характер в половодье разрушительный, - отметил эксперт.
Надеемся, своенравный и капризный Ишим возьмет свое малыми жертвами. Ближайшее время покажет. Тогда на насыпь будут подниматься не с мешком песка, а с телефоном, чтобы сделать селфи на фоне отступающего "моря".
Первой в Ишимском районе "голову" паводка встретила деревня Кошкарагай. Дальше воду ждут в Абатском и Викуловском районах в сторону Омской области, а из Кургана волны Тобола катят в Упоровский муниципалитет.
По сообщению тюменского управления МЧС, в 17 населенных пунктах и четырех СНТ региона подтоплено 98 домов, 444 дачных дома, 646 приусадебных участков. Эвакуировано более трех тысяч человек, 418 из них - в пункты временного размещения. 29 семей уже получили по 50 тысяч рублей - это не компенсация за поврежденное имущество, а "быстрая помощь" на покупку самого необходимого.