Автор этих строк еще помнит времена, когда газеты писали о том, как креативно и с пользой можно применить старые шины в быту. "Был период, когда сотрудники домоуправлений даже получали премии за установку шин во дворах, причем размер поощрений напрямую зависел от того, сколько удавалось их добыть и в какую красоту превратить", - рассказывает "РГ" пенсионерка из Химок Зинаида Распопова, много лет возглавлявшая одно из городских домоуправлений. И куда только бывшие колеса не приспосабливали - например, крепили на турники, превращая их для ребятни в интересные многоуровневые лазилки. Шинами огораживали палисадники, причем особо творческие граждане умудрялись выращивать цветы и в вертикально поставленных покрышках, превращая их в настоящие резиново-цветочные заборы. А уж если в каком доме находился мастер, способный вырезать из шины скульптуру, к нему становилась в очередь вся улица.
Об экологии думали мало. А между тем отработанные покрышки щедро продолжают выделять в окружающую среду бензол, ксилол, фенол, сероводороды и формальдегиды. Словом, все то, от чего мы стремимся очистить воздух. Долгое время существовало представление, что старые шины инертны по отношению к окружающей среде. Зарубежные экологи даже предпринимали попытки устроить из покрышек искусственные рифы вдоль Лазурного побережья - считалось, что таким образом удастся сохранить активную морскую жизнь. А потом выяснилось, что там, где лежат покрышки, вся морская жизнь прекращается вообще.
Несколько лет назад использовать изношенные шины в благоустройстве в Подмосковье официально запретили. У них теперь один путь - сначала на площадку для раздельного сбора крупногабаритного мусора в "Мегабак", потом на переработку. Площадки есть в каждом муниципалитете, в некоторых даже не по одной. И как утверждают работающие на них волонтеры, каждый год во время акции "Шина" к ним обязательно приезжает какой-нибудь запасливый автолюбитель с двумя, тремя, а то и пятью комплектами отслуживших свое колес. Люди годами хранили опасный мусор - и хорошо, если в гараже, а не на балконе квартиры.
В этом году акция "Шина" продлится до 15 мая. "Мы проводим ее уже четвертый год, и она пользуется популярностью у жителей. Все участники акции вносят реальный вклад в улучшение экологии Подмосковья, с их помощью минимизируется захоронение отходов в землю", - отмечает министр ЖКХ области Антон Велиховский. По его словам, за все время проведения акции жители региона сдали в "Мегабаки" 2 тыс. тонн старых колес. Этого объема достаточно, чтобы переобуть 65 тыс. автомобилей. А теперь любой ее участник может побороться за денежный сертификат. "Для этого нужно приехать на площадку, сделать фото и с хештегом #сдалшинынаМегабак разместить его на своей странице в социальной сети "ВКонтакте", - объясняет председатель Ассоциации общественного контроля в сфере обращения с отходами по Московской области Лилия Белова. Дальше организаторы конкурса по хештегам соберут все фотографии и выберут достойные призов.
Выбрать удобную площадку для сдачи покрышек можно на портале мегабак.рф. Здесь же можно узнать, на каких площадках гражданам платят за сданное вторсырье. С этого года "Мегабак" ввел на некоторых своих площадках плату за лом и макулатуру, электробытовые отходы и шесть видов перерабатываемого пластика. К слову, килограмм макулатуры в зависимости от того, из какой именно бумаги она состоит, стоит от 6 до 20 рублей, а кило пластика - от 5 до 25 рублей. Да, деньги небольшие, но, например, жители частного сектора порой собирают вторсырье несколько недель, а то и месяцев и привозят сразу килограммов по 50. Теперь с оказией в виде шин можно привезти на площадку "Мегабак" еще и другие виды отходов и подзаработать.
А еще на площадках можно оставить старую, но еще работающую технику, которая вам уже не нужна, но пригодится нуждающимся. Например, дачникам, дома которых в этом году пострадали от паводка. В "Мегабаки" привозят и много игрушек и детской одежды, которые можно забрать, если что-то вам приглянулось.
Ну а шины потом отвозят на заводы по переработки резины. Таких предприятий в столичном регионе работает больше десятка. Покрышки проходят химическую обработку, избавляясь от посторонних примесей, измельчаются в крошку и получают вторую жизнь в виде покрытия для детских площадок или добавок в асфальтобетонные смеси, используемые при ремонте дорог.