Креативные индустрии: всем выйти из тени!

На фестивале Create4 в Кыргызстане представили сервисы управления интеллектуальными правами
Как Create4 стал важнейшим фестивалем креативных индустрий в Центральной Азии? Какую роль цифровые сервисы играют в монетизации творческих процессов и развитии креативной экономики? Зачем ученым и художникам блокчейн? Об этом и многом другом директор представительства Ассоциации IPChain в Кыргызской Республике Ырыс Турсуналиева и заместитель генерального директора, коммерческий директор n'RIS Павел Марченко рассказали в программе "Будь в курсе" на радио "Sputnik Кыргызстан".
Пресс-служба Ассоциации IPChain

20-21 апреля в Кыргызстане прошел четвертый Фестиваль креативных индустрий Create4. В этом году он занял 12 локаций в Бишкеке, 13 в регионах страны и вышел даже за ее пределы - одна из сессий прошла в Ташкенте. Лекции, дискуссии, мастер-классы, хакатоны и круглые столы были рассчитаны на самую широкую аудиторию: от грандов бизнеса до школьников.

Как рассказала директор представительства Ассоциации IPChain в Кыргызской Республике Ырыс Турсуналиева, фестиваль появился после того, как в 2022 году президент Кыргызской Республики подписал указ "О мерах по развитию креативной экономики и созданию условий для прогрессивного развития Кыргызской Республики". Этот документ дал мощный импульс развитию креативных индустрий в Кыргызстане. "Благодаря усилиям государства творцы смогли выйти из тени, начали, с одной стороны, платить налоги, а с другой - пользоваться разумными преференциями. В стране действует Парк креативных индустрий, работа которого регулируется постановлением правительства. Утверждены 72 вида экономической деятельности, которые подпадают под определение креативных индустрий. Действует Ассоциация креативных индустрий", - рассказала Ырыс Турсуналиева.

Одно из мероприятий фестиваля - нетворкинг "Тренды и проблемы кинематографа, цифровые перспективы". В нем принял участие руководитель коммерческого направления n'RIS Павел Марченко: "Нетворкинг - это обмен опытом. На встрече мы представили новые цифровые сервисы, помогающие креаторам настроить рабочий процесс. У нас уже есть пул продуктов, позволяющий фиксировать интеллектуальные права, определять, кому они перейдут, и защищать себя от пиратов".

Так, проект "Гиперграф.Кино" - это CRM-система для кинобизнеса, кроссплатформенное решение, состоящее из нескольких модулей: от работы с каталогами аудиовизуальных произведений до бухгалтерии. "Сценарист, продюсер, прокатчик могут заводить в эту систему все необходимые метаданные. Когда большие кинопрокатные студии хотят продать контент, зачастую им требуется несколько дней, чтобы извлечь всю необходимую информацию из Excel-таблиц. Гиперграф делает это за 30 секунд", - рассказал он.

Второй продукт: цифровое депонирование. Для автора это простейший способ обезопасить себя от воровства его контента. Достаточно перед обнародованием разместить продукт - фильм, роман, фотографию или, например, комплект конструкторской документации в защищенной ячейке сервиса n"RIS. После этого можно смело передавать объект заказчику, публиковать в журнале или выкладывать в социальных сетях. На случай спора у него будет убедительное подтверждение авторства, которое охотно принимается судами.

Наконец, третий продукт - "Антипиратство". Это инструмент на базе нейросетей, который в автоматическом режиме ищет нелегальный контент, прочесывая миллионы сайтов. Администраторам сайтов, провайдерам хостинга и регистраторам доменных имен точно так же автоматически рассылаются досудебные претензии. Если предупреждение не возымело действия, за дело берутся юристы n'RIS, имеющие огромный опыт борьбы с пиратами, будь то в административном или судебном порядке.

Все эти продукты задействуют особую цифровую инфраструктуру интеллектуальной собственности, рассказала Ырыс Турсуналиева: "Блокчейн - это, проще говоря, журнал, в котором фиксируются все события, связанные с объектом интеллектуальных прав: создание произведения, передача лицензии, залог и так далее. Главное его преимущество - гарантии сохранности данных. Запись в блокчейне нельзя изменить. Этот "журнал" доступен заинтересованным пользователям, которые могут легко узнать, кому принадлежит произведение. Крупные правообладатели, например, вузы, могут интегрировать в нашу инфраструктуру свои реестры научных произведений".

Турсуналиева особо подчеркнула надежность n'RIS. Сведения в распределенном реестре не окажутся уничтоженными из-за поломки сервера или неоплаченного хостинга: "В банковских ячейках хранятся золото и бриллианты, а в нашем "реестре реестров" - каталоги объектов интеллектуальных прав. У нас уже свыше 10 узлов, при этом все они связаны между собой".

По словам Ырыс Турсуналиевой, интерес к инфраструктуре постоянно растет не только из-за высокого уровня надежности, гарантий сохранности данных, но и из-за возможности дистанционной работы - через те же сервисы "Гиперграф.Кино", "Антипиратство", "Депонирование".

"Люди тянутся к удобным инструментам, - согласился Павел Марченко. - Поэтому мы и представили их на фестивале. Ведь люди здесь не просто общаются, вдохновляются, узнают что-то новое, но и обсуждают реальные партнерства и сделки, знакомятся с эффективными инструментами для бизнеса".

Марченко также подчеркнул важное достоинство цифровых сервисов управления интеллектуальными правами - снижение операционных, командных и финансовых издержек: "Едва ли стоит опасаться, что автоматизация лишит людей рабочих мест. Скорее человеческие ресурсы можно будет использовать более рационально. Внедрив цифровые инструменты, вы сможете найти сотруднику более сложную и творческую работу".