Александр Сергеевич, какой отпор кибермошенникам можно дать сегодня?
Александр Давыденко: Как только появились первые виды кибермошенничества, мы создали цифровое решение, с помощью которого эксперты компании ведут специальную фильтрацию по входящим звонкам и почтовым сообщениям. Есть несколько признаков, по которым определяется вероятность того, что это мошенническое сообщение, и стоит ли его открывать. Были несколько раз подобные попытки, но наши специалисты научились с этим бороться. И сейчас они активно взаимодействуют с другими компаниями, чтобы понимать, какие новые виды мошеннических операций возникают. Мы достаточно успешно с этим справляемся.
Практика показывает, что для борьбы с кибермошенниками необходим комплексный подход. Прежде всего следует использовать системы управления событиями и информацией о безопасности (SIEM), средства защиты веб-приложений (WAF) и защиту от утечек информации (DLP) для обнаружения и реагирования на кибермошенничество. Важно также иметь системы контроля для препятствования несанкционированному доступу к личным данным (PAM) и средства разведки угроз для мониторинга и анализа потенциальных рисков. Третий аспект - киберстрахование. Благодаря ему компании могли бы получать компенсацию за убытки, связанные с кибератаками, что стимулирует их инвестиции в усиление кибербезопасности.
Какие новые страховые продукты появляются с учетом киберрисков?
Александр Давыденко: Сейчас на рынке уже немало страховых продуктов, которые направлены на защиту компаний и частных клиентов от кибермошенников.
"Энергогарант" пока не вышел на страхование киберрисков в большом объеме. Мы сразу учитываем несколько особенностей этого рынка. Киберстрахование - это полностью персональное и индивидуальное решение. Нет большой статистики, по которой можно было бы качественно оценить, какие риски стоит страховать, а какие нет. Плюс дефицит специалистов этой узкой специализации. В ближайшее время мы выделим это направление в отдельный департамент с последующей унификацией тарифов, по которым можно работать на этом рынке в других масштабах.
Расскажите подробнее о страховых продуктах, которые уже есть на рынке.
Александр Давыденко: Например, страхование от киберугроз - защита от финансовых потерь, связанных с кибератаками, утечками данных, нарушениями конфиденциальности и так далее. Еще один продукт, предназначенный в основном для компаний, - страхование от киберответственности. Он защищает от убытков, связанных с ущербом, который может быть причинен третьим сторонам (например, партнерам клиентов компании) в результате кибератак или утечек данных.
Для предпринимателей предназначено и страхование от киберриска для бизнеса. Это защита от убытков, которые может получить фирма, если временно прекратит свою работу из-за кибератак или инцидентов с кибербезопасностью. Есть и страхование от киберпреступлений - это защита от убытков, кражи данных, мошенничества с использованием электронной почты, кражи интеллектуальной собственности и других преступлений в сфере информационных технологий. Наконец, есть и страхование от киберриска для частных лиц. Оно похоже на то, что предлагается бизнесу, но в более локальной сфере. То есть страховщики предоставляют продукт, предназначенный для защиты частных лиц от убытков, связанных с кибератаками, утечками данных и другими киберугрозами, которые могут влиять на их личную жизнь и финансовые средства.
А что вы можете предложить частным клиентам для защиты от кибермошенничества?
Александр Давыденко: Пока клиенты "Энергогарант" особых пожеланий по страхованию от киберрисков не высказывают. Поэтому компания пока лишь сформировала такой продукт. Среди вариантов, которые обсуждались нашими экспертами, были, например, полисы страхования от киберпреступлений, которые предусматривали бы компенсацию за ущерб, причиненный незаконным доступом к финансовым средствам, утечкой личной информации или кибервымогательством. Еще один вариант - возможность предоставлять услуги по консультированию и помощь клиенту после инцидента с кибермошенниками, чтобы минимизировать его потери и уменьшить риски в будущем. Но сейчас, подчеркну, эти варианты пока еще не входят в перечень наших услуг, они лишь рассматриваются как возможные.
Сегодня появляется спрос на нестандартные виды страхования. Замечаете ли вы рост числа таких клиентов?
Александр Давыденко: Культура страхования в нашей стране несомненно растет. Например, владельцы дорогостоящих животных страхуют их. Но пока мы только прощупываем этот рынок. Мы также страховали скрипки Страдивари, когда известные артисты приезжали в нашу страну на гастроли. Один из самых необычных случаев - страховали импортные гробы стоимостью от 10 до 20 тысяч евро каждый.
Или еще пример уникального страхования: 12 апреля состоялся беспрецедентный прыжок с самолета из стратосферы с высоты более 10 тысяч метров. Наша компания выступила партнером этого исторического события. Саратовский филиал застраховал трех парашютистов, которые совершили этот прыжок и стали первыми стратонавтами современной России. И это была не просто проверка возможностей человека, но и серьезное испытание для новой техники, которую для парашютистов изготовила лаборатория "Стратонавтика". При этом парашютные системы, высотомеры, одежда, кислородное оборудование и системы электроподогрева полностью были разработаны и изготовлены российскими компаниями. Прыжок попал в Книгу рекордов России и доказал лидерство нашей страны в освоении Арктики и приполярных широт, в разработке нового высотного оборудования, способного выдержать температуру воздуха минус пятьдесят градусов по Цельсию.
Нестандартные виды страхования появляются на рынке все чаще. Например, помимо киберстрахования, которое предполагает защиту от потери данных, хакерских атак и так далее, есть страхование дорогостоящего компьютерного оборудования, а также смартфонов и игровых консолей. Люди страхуют персонажей, артефакты, виртуальные активы в онлайн-играх. В последнее время появился интерес к страхованию беспилотных автомобилей, которое позволило бы защитить себя от рисков, связанных с отказом или поломкой таких систем. В общем, можно сказать, что перспективы страхования все время расширяются, тренды которых "Энергогарант" отслеживает.