- В последнее время я довольно часто бываю в Казани по работе. И все проекты, связанные с Татарстаном, получаются для нас успешными, - отметил в начале встречи Федор Бондарчук. - Первый раз мы начали снимать для платформы "Море ТВ" и "Винк", а также для канала НТВ. Это был сериал "Мастер" о культовой команде "КАМАЗа", которая неоднократно выигрывала "Дакар". Сериал получил очень хороший рейтинг 8.4. Это было о дне сегодняшнем.
Потом мы прошумели на всю страну со "Словом пацана". Это о прошлом. Вы нас уж извините за это. Когда глава региона Рустам Минниханов провожал меня в последний раз, он сказал, что мы можем продолжать снимать историю про казанские группировки и дальше. Дескать, Татарстан этого не боится, поскольку республика живет не прошлым, а будущим. И вот сегодня мы сами привезли к вам будущее. Это фильм, на который ушло четыре года жизни - "Сто лет тому вперед". И думаю, что этому проекту тоже уготовано большое будущее.
Публика хорошо восприняла новую сказку про Алису Селезневу. Однако не все остались довольны возрастным цензом, выставленным прокатчиком.
- Идти на это кино в шесть лет, мне кажется, рановато, - говорит Елена Ситникова, мама двух подростков. - Картина местами довольно мрачная. Тем более мне непонятно, зачем ребенку смотреть на подростковые поцелуи. Лет с 12 - в самый раз. И современно, и шуточки в их стиле.
Федор Бондарчук ушел от вопроса о возрастном цензе и не сказал, для чего понадобилась сцена с поцелуем. Привязка к сюжету такова: Коле Герасимову нужно было испытать сильные эмоции, чтобы переместиться в будущее. Вот так их первый поцелуй с Алисой и состоялся.
- Мы столкнулись с огромным количеством хейта, - признается Бондарчук. - И в основном картину критикует наше с вами поколение. Армия фанатов огромная у данного произведения. У каждого свои робот Вертер и Алиса Селезнева. Этих Алис на кастинге было 2000 человек! Сейчас актерская школа хорошая, нужно было правильно попасть в возраст. И у нас это, кажется, получилось. Мы увеличили возраст героев с шестого класса до выпускного. И сделали главную героиню более современной, с розовыми волосами.
Создатели картины считают, что у фильма две больших аудитории. Подростки и, конечно, их родители. Это семейное кино. Было даже проведено небольшое исследование, и оказалось, что те зрители, кому за 38, поголовно смотрели советский телефильм "Гостья из будущего". Те, кому за 30, уже 50 на 50. А молодежь в основном вообще не знакома с этим произведением советского кинематографа. Точно так же и в съемочной команде. Поэтому культовым советский сериал является далеко не для всех.
Поменялись и главные символы картины. Если в далеком 1985 году вожделенным предметом был миелофон - фантастический прибор для чтения мыслей людей и животных, то нынче космион - штука, вживляемая в человека и позволяющая перемещаться ровно на сто лет то вперед, то назад.
- Самая большая ошибка, когда делаешь какой-либо ремейк, это снять то же самое, но на новый лад, - считает другой продюсер картины, Михаил Врубель. - Зритель приходит в кино и видит то же самое. Да, это современно. Но основано на том же материале. И это всегда будет хуже по определению. Потому что старая версия тебе уже понравилась. Еще раз в эту реку войти сложно. У нас экранизация книги Кира Булычева, а не ремейк советского телефильма. Сохранена основная канва. Главный герой путешествует во времени, он встречается с пиратами. И на этом все. Возраст героев, характер взаимоотношений и то, почему за ними охотятся пираты, - все это новое.
И действительно, авторам удалось создать отдельное произведение, никаким образом не опирающееся на "Гостью...". Но одна связующая нить все же существует. Это песня "Прекрасное далеко".
- Потому что это великая песня. Ее можно переделать миллион раз, - признается Федор Бондарчук. - Как только она начинает звучать, у меня мурашки бегут. Можно было написать партитуру на весь фильм, чтобы она рефреном шла через все повествование.
Михаил Врубель также считает, что "Прекрасное далеко" уже вошло в ДНК российского человека. Это великое произведение, без которого обойтись ну никак было нельзя. Но изначально у фильма был совсем иной концепт и другой режиссер. Будущее должно было быть пионерским, а город будущего - построенным по невероятно живописному архитектурному проекту.
- Его показали наши коллеги в "Мастере и Маргарите", - говорит Федор Бондарчук. - Действие картины должно было происходить в нереализованных сталинских проектах Москвы с огромным памятником Ленину, двухъярусными и трехъярусными футуристическими линиями метро, трамваями на воздушных подушках, огромными аэростатами. Но это означает, что нужно придумывать целую вселенную. И развивать концепцию в следующих проектах по Киру Булычеву, которые мы планируем выпускать. Соответственно, космический флот должен был быть с красными звездами, с серпом и молотом на фюзеляже. Но этим надо было заниматься...
Согласно первой версии сценария, действие разворачивалось с 1973 по 2973 год. Но потом команда, снимавшая картину, поняла, что им нечем зацепить современную аудиторию, ведь 1973 год - это детство людей, которым сейчас под 60 лет. Создатели картины хотели придать будущему стилистическую схожесть с советским прошлым.
- По улицам летали бы "Волги" ГАЗ-21. Мы уже были почти готовы к съемкам, но правильно сделали, что не пошли по этому пути, - считает Михаил Врубель.
P.S.
Федор Бондарчук говорит, что "Сто лет..." - это своеобразный итог того, что научился делать отечественный кинематограф за последние 30 лет.
- Нас всегда сравнивали с Голливудом. Говорили, чтобы мы делали настоящие современные блокбастеры. Теперь нам есть что предъявить.
Похоже, нас ждет еще не один фильм о приключениях Алисы Селезневой. По словам Бондарчука, продолжать кинопроект будет тот же режиссер и сценарист Александр Андрющенко. Сейчас главная задача - влюбить зрителей в героев. Другое дело, что эти герои очень быстро растут.