В прошлом месяце минимум 40 549 жителей Приволжья частично профинансировали приобретение автомобиля за счет кредитных средств. Причем количество полученных банковских займов по сравнению с февралем в каждом регионе выросло почти на треть. Наиболее активно в первый месяц весны спрос на автокредиты рос в Саратовской области и Чувашии, здесь банки в марте увеличили количество удовлетворенных заявок более чем на 50 процентов.
Из пятерки крупнейших по размеру экономики приволжских регионов наиболее активно увеличили кредитные покупки машин жители Нижегородской области. Здесь в марте количество выданных займов превысило планку в 3,8 тыс. штук. Впрочем, это более чем в два раза меньше, чем в Татарстане (7,8 тыс. кредитов). Кстати, сумма привлеченных за три первых месяца 2024 года средств в этой республике приблизилась к сумме, которую там заняли на покупку автомобилей за 10 месяцев прошлого года.
В целом по округу сумма выданных займов за первый квартал действительно впечатляет. Во всех регионах - более чем двукратный рост. Если полгода назад на рынке автокредитов наблюдалось замедление, то первый квартал нынешнего года развеял все сомнения. При этом привлечение заемных ресурсов росло заметно быстрее, чем в среднем по России. В Чувашии объем привлеченных средств увеличился в 2,82 раза. Это второй по стране показатель. Так же активно увеличивали пассивы по автостатье жители Самарской области (рост в 2,6 раза). Даже самые "сдержанные" покупатели ПФО из Башкирии и Пермского края увеличили заимствования на покупку личного транспорта примерно в 2,2 раза.
Комментируя эти данные, эксперты кредитного бюро делают акцент на эффекте низкой базы. То есть на то, что в начале прошлого года на рынке еще ощущался заметный дефицит транспортных средств.
Но это не единственный фактор. Специалисты из Уральского управления Банка России, в ведомстве которого находятся финансовые институты Пермского края, Башкирии и Оренбуржья, констатируют экстраординарный рост спроса, который уже привел к дефициту автовозов. Опросы Волго-Вятского ГУ ЦБ РФ (остальные регионы ПФО) также фиксируют рост спроса на авторынке. Опрошенные им автодилеры склонны указывать на целый букет факторов потребительской активности.
"По мнению дилеров, спрос частично мог поддерживаться ожиданиями роста цен в связи с изменением с апреля правил ввоза автомобилей, а также скидками и акциями. Росту продаж отечественных автомобилей могло способствовать улучшение их комплектации, а также льготные программы кредитования", - отмечают они в своем разделе апрельского доклада о состоянии региональной экономики, на днях опубликованного Центробанком.
- Нужно обратить внимание на реальные доходы жителей ПФО. За прошлый год они заметно выросли. К началу текущего года люди накопили достаточные средства для крупных покупок. Поскольку регулятор на протяжении полугода уделял особое внимание перегреву на рынке жилья, то автомобили стали популярным видом крупных покупок. Но нужно понимать, что легковые авто в отличие от квартир - это не инвестиции, а дополнительные расходы, - замечает экономист Надежда Воробьева в своем комментарии "Российской газете". .
Алексей Волков, директор по маркетингу НБКИ:
- В начале текущего года на динамику увеличения объемов выдачи автокредитов влияло несколько факторов. Прежде всего это продолжавшийся в первом квартале 2024 года рост продаж новых автомобилей, массовые поставки которых возобновились с весны прошлого года. Кроме того, это изменение с 1 апреля порядка начисления утилизационного сбора, которое, по мнению многих покупателей, может привести к росту цен на автомобили. Стоит также выделить всевозможные акции и скидки от дистрибьюторов, которые старались сократить затоваренность собственных складов. В то же время автокредиты продолжают предоставляться в основном тем заемщикам, чей персональный кредитный рейтинг находится на приемлемом уровне.