Эта история началась осенью прошлого года. В редакцию "РГ" Маша позвонила от отчаяния, потому что больше обратиться было не к кому. Задала наивный и немного детский вопрос: "Не поможете во дворе "колышки" вбить?" Оказалось, двор дома, где она живет с бабушкой-опекуном, оккупировали автолюбители, бросающие машины впритирку к пандусу. Съехать по нему в коляске стало невозможно, а управляющая компания и местные власти на призывы помочь не реагировали. Да и пандуса как такового не было - два гнутых "швеллера", по которым пожилой женщине, толкающей инвалидное кресло с внучкой, было страшно спускаться.
Публикацией в "Российской газете" заинтересовалась прокуратура. И вдруг выяснилось, что проблема, от которой чиновники отпихивались всеми силами, решаема. Буквально через две недели после выхода материала двор Машиного дома уже украшал новенький удобный пандус, а УК рассыпалась в извинениях. Вдобавок надзорный орган выявил массу других нарушений, на которые "слуги народа" традиционно годами не обращали внимания.
Например, вопрос жилья. Маша, инвалид с диагнозом ДЦП круглая сирота - обоих родителей уже нет в живых. Мать погибла в ДТП практически сразу после рождения девочки, а папа… просто написал отказ от больного ребенка. Умер он три года назад, Маша узнала об этом случайно. И быть бы девочке в специализированном учреждении, но на помощь, оформив над девочкой опеку, пришла бабушка Надежда Ивановна. Она же и привезла внучку в Красноярск, поскольку раньше семья жила в Казахстане. А значит, никакой квартиры за родителями ребенок не унаследовал.
- Нам эту комнату в общежитии выделили еще в 2007 году. Предупредили - жилье временное, сейчас поставим вас на учет и ждите очереди, - рассказывает Надежда Ивановна. - А потом про нас, видимо, забыли… Я, конечно, ходила по чиновникам, но те отговаривались: "Стоите на учете? Вот и стойте, не мешайте работать".
В итоге прокуратура инициировала иск к администрации Красноярска в интересах сироты Марии Черемновой. К слову, ни на одно заседание представители ответчика не пришли. Зато у судьи собралась пухлая папка документов. Отписались все, кто должен был протянуть руку помощи девушке, но не спешил это сделать. Минобразования края сообщило, что полномочия выделения жилья для сирот уже несколько лет как переданы из их ведомства в министерство строительства и ЖКХ. А там, в свою очередь, сыпали цифрами, сколько таких квартир уже построено, и пеняли Марии: дескать, мы же предлагали вам приобрести жилье за счет специального сертификата. "А на сумму, прописанную в этом сертификате, не купишь ничего, - говорит Надежда Ивановна. - Если только еще и в ипотеку влезть. Но это совсем не наш вариант…"
Пришла в суд бумага и от ответчика - мэрии. Чиновники разводили руками, ссылались на недостаток финансирования и просили в иске Марии Черемновой отказать, потому что она и так, мол, стоит в очереди на жилье и продвигается по ней со страшной скоростью. В 2015 году была 2018-й, а сейчас уже 1002-я. Видите, как быстро за какие-то девять лет? Так что скоро и без суда получит свои заветные метры...
Однако судья встала на сторону сироты и удовлетворила иск в полном объеме. А это значит, что у девушки и ее бабушки появится нормальная благоустроенная квартира, а не комнатка в общежитии на шестом этаже без всяких удобств.
Несмотря на то что решение суда в законную силу пока не вступило, у ответчика есть месяц на подачу апелляции. Маша и Надежда Ивановна не скрывают своего счастья:
- Спасибо огромное за помощь и поддержку "Российской газете". Сначала благодаря вам у нас пандус появился, а скоро, надеемся, и новое жилье будет. Маша давно кота просит, так что теперь обязательно заведем. И первым в новую квартиру запустим - на счастье!