24.04.2024 19:47
    Поделиться

    Деятельность инфоблогеров хотят урегулировать

    Урегулировать деятельность инфоблогеров и организаторов различных онлайн-курсов решили в Совете Федерации. Там разработали законопроект, который обяжет всевозможных коучей указывать на своих ресурсах, что это не образовательная деятельность. Таким образом, по мнению сенаторов, у потребителей не должно создаваться впечатление, что они получают серьезное образование.

    Проректор по финансово-экономическим вопросам Государственного университета просвещения Лилия Камышева считает предложение абсолютно логичным. "Российское образование - это бренд, который складывался столетиями. Потребителям официальной образовательной услуги гарантировано ее качество. А кто контролирует качество образовательной "услуги" блогеров и прочих "независимых" лекторов? Это абсолютно непрозрачная зона, в которой не сформированы и не работают отраслевые механизмы саморегулирования, профессиональной этики, репутационных издержек", - отмечает эксперт. Депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя Комитета по обороне Алексей Журавлев (партия "Родина") добавляет, что контроль необходим. "Под видом образовательных услуг нам обычно предоставляется чушь на постном масле, и хорошо, если безобидная, но случаются и советы, которые напрямую угрожают жизни и здоровью граждан", - уверен парламентарий.

    Руководитель Центра правопорядка в г. Москве и Московской области юрист Александр Хаминский добавляет, что в законе "Об образовании" просветительская и образовательная деятельность уже разграничены. А сложившаяся правоприменительная практика позволяет привлекать недобросовестных субъектов просветительской деятельности к уголовной ответственности за мошенничество. "Яркий пример - это уголовное дело в отношении основателя бизнес-школы "Like Центр" Аяза Шабутдинова, который продавал тренинги и вебинары, создающие у покупателей ложные надежды на создание успешного бизнеса и получение сверхдоходов", - уточнил юрист.

    "Инициатива, направленная на дополнительное информирование потенциальных потребителей образовательных услуг о составе таких услуг и их качестве, должна поспособствовать снижению уровня злоупотреблений со стороны недобросовестных продавцов.

    При этом не следует забывать, что и сейчас потребитель вполне способен "отделить зёрна от плевел" и предварительно оценить качество предлагаемого ему продукта. Организации, оказывающие образовательные услуги, имеют соответствующие лицензии, которые выложены на их сайтах. Кроме того, существует ФИС ФРДО - Федеральная информационная система "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".Реестр находится в открытом доступе и позволяет проверить сведения о документах, удостоверяющих ученую степень, уровень образования, полученную квалификацию, период обучения, а также получить информацию о нахождении или отсутствии учебного заведения в этой системе", - отмечает партнер, руководитель практик "Банкротство" и "Споры" юридической фирмы Bishenov&Partners, адвокат, медиатор Алексей Клюев.

    Помимо этого существуют порталы с отзывами о качестве предлагаемых услуг, где можно как предварительно получить информацию о продукте, так и поделиться собственным впечатлением и, тем самым, сформировать общественное мнение.

    "Таким образом, в настоящее время существует достаточно инструментов для профилактики и борьбы со злоупотреблениями на рынке просветительских и образовательных услуг, а инициативы по совершенствованию закона в этой сфере могут поспособствовать росту социальной стабильности", - уверен эксперт.

    Инга Корягина, доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова добавляет, что если к образованию предъявляются четкие и понятные требования, то к просветителям - нет. "Все, что не контролируется внешне, может привести к девиациям и ненужным последствиям.

    Фантазии людей тоже нужно систематизировать и возвращать им осознанность и ответственность за свою жизнь прежде всего", - уверена она.

    Ддиректор Московского международного салона образования (ММСО) Максим Казарновский добавляет: "Регулирование необходимо в той части, которая связана с обособлением образовательной деятельности от просветительской. В этом действительно нужно разобраться и иметь четкие метрики, которые отслаивают одно от другого. Но все, что связано с дальнейшим регулированием и ограничением просветительской деятельности, мне кажется, не совсем целесообразным. Интеллектуальное пространство должно оставаться по сути своей свободным для того, чтобы иметь возможность рассуждать и строить свой мир так, как это может и хочет человек", - уверен эксперт.

    Поделиться