Объявлен шорт-лист премии военной прозы и публицистики имени Владлена Татарского

Сегодня объявлен короткий список новой литературной премии в области военной прозы и публицистики имени Максима Фомина (Владлена Татарского).

- Всеми силами будем поддерживать эту премию, - сказала на оглашении короткого списка в ТАСС член попечительского совета премии, вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова. - Речь ведь не об очередной методичке, не о привычных мероприятиях с походами в музей и встречами с ветеранами, а о более глубоком и серьезном деле - о творчестве.

Это премия не про войну, а про дружбу, добавляет член попечительского совета премии, член комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Кузнецов и рассказывает, как родилась ее идея.

- Мы ехали с Максимом в очередную поездку, надо было помочь семье одного бойца, мы много с ним мотались по таким адресам. И в этой поездке его накрыло "откровение". Макс был вовсе не частью "тусовки", а этаким "шолоховским героем" из глубин народной жизни, вынесенным на свет русской культуры. И ему хотелось войти в нее на других, не модно тусовочных основаниях.

Через две недели после этого разговора Максим погиб, его друзья пообещали его жене, что его идеи будут жить и учредили премию его имени. Для помощи тем, кто талантлив, но не просто мейнстримен по мнению привычной литературной тусовки.

- Мы решили все сделать так, чтобы это было неформально, и таким образом поучаствовать в возвращении русской литературы на тот пьедестал, на котором она задавала моду всему миру, а не маргинализировалась и отодвигалась, - сказал Дмитрий Кузнецов.

По его мнению, премия в начале пути, и сейчас пока "время полива и удобрений", а не снятия урожая.

- На наших глазах рождается (или возрождается) совершенно новое, и вместе с тем корневое для нашей культуры явление - русская батальная литература, - считает член экспертного совета премии, журналист Алексей Колобродов. - Реанимируется военкорство, появляется проза, которую надо оценивать по особым критериям "мобилизующей" литературы, классика этой литературы - "Как закалялась сталь" и "Овод".

Он предлагает оценивать "по этому ведомству" и прозу самого Татарского, а также отмечает появление "особых жанров" - коротенькой прозы на стыке технологий и чистого творчества прежде всего в жанре Telegram-постов. Это проза, как, например, у блогера Наемник Z, хоть часто и неровная, но очень интересная.

Писатель Григорий Кубатьян (как вскоре выяснится, вошедший в короткий список возможных лауреатов первой премии) выразил сочувствие читателю, у которого может разорвать мозг от разбегающейся по разным полюсам современной русской литературы патриотического и непатриотического содержания. Ему интересно рождение как раз новой литературы, и он уверен, что она сыграет свою мобилизующую роль.

Председатель экспертного совета премии, писатель Герман Садулаев рассказал, что из работ, поступивших на конкурс, был сначала отобран длинный список, включающий 14 имен, и после обсуждений, рецензий экспертов, публикаций в альманахе, анализа отзывов из них было выбрано 6 имен короткого списка.

Поэт и член экспертного совета премии Анна Ревякина считает, что в современной русской прозе меняется сам звук и голос, меняется словарь. Она насчитала около 40 синонимов артобстрела, новые имена для беспилотников - "Карлсон", Муха Джей.

- Но надо помнить, что поэзия - дамочка стремительная. А проза - дама не расторопная, - уточняет Анна Ревякина.

Так что максимально высокой точки мастерства в ней мы дождемся, по ее мнению, через несколько лет.

В короткий список первой литературной премии имени Владлена Татарского вошли военкор издательского дома АиФ, публицист Дмитрий Григорьев, продюсер и журналист Николай Цонку, писатель Григорий Кубатьян, философ Андрей Коробов Латынцев, писатель Иван Даин и писатель Владимир Агранович.