Сегодня, к сожалению, присутствие в городе кикшеринговых компаний стало серьезной проблемой. Понятно, они делают бизнес, но получается, что большинство горожан оказались их заложниками - люди уже не могут спокойно прогуляться по центральным улицам. Именно в центре сосредоточена основная масса электросамокатов. Во-первых, они расставлены так, что чаще всего мешают прохожим. Во-вторых, несовершеннолетние гоняют на них по тротуарам, не соблюдая правила. И уж точно они не считают, что главные на тротуаре - пешеходы: подрезают, толкают, сбивают. Сам становился свидетелем подобных инцидентов. А сколько случаев, когда наезжают на прохожих и удирают на самокатах, даже не думая оказать помощь пострадавшим. И уж точно редкий самокатчик спешивается, пересекая дорогу.
Нам поступают жалобы и от водителей автобусов - подростки на скутерах могут резко выкатить на магистраль, приходится тормозить, подвергая опасности тех, кто в салоне. Идут обращения и от самих пассажиров - самокаты обычно выстраивают возле остановок, как бы демонстрируя, что это возможная альтернатива общественному транспорту.
Считается, что виной всему отсутствие культуры у пользователей прокатных средств индивидуальной мобильности (СИМ). Посмотрите статистику МВД - в прошлом году число аварий с самокатами по стране увеличилось более чем в три раза, свыше трех тысяч человек получили травмы, 43 погибли. Почти каждый третий пострадавший - подросток, не достигший шестнадцатилетнего возраста.
Как дети оказываются на электросамокате? Кикшеринговые компании ставят ограничение 18+, но обойти этот запрет очень легко. Подростки подключают приложение к картам родителей, ставят метку, что им есть 18, и - вперед. Возникает вопрос: неужели папы и мамы не замечают, что у них списывают деньги за поездки? Суммы-то немаленькие, только за активацию снимают 50 рублей, а в среднем непродолжительная поездка обойдется рублей в 200-300. Значит, их устраивает, что деточки гоняют, рискуя свернуть шею себе и покалечить других?
По сути, проблему можно решить, если развести потоки пешеходов и самокатчиков. Но для этого в городе должна быть предусмотрена инфраструктура, чтобы на СИМ не ездили по тротуарам в людском потоке.
Мы предложили хабаровчанам высказаться по поводу электросамокатов, и в массе своей люди просят убрать СИМ из города. В России есть положительные примеры. В Перми администрация встала на сторону горожан и "воспитала" кикшеринговые компании. Там начали вывозить на штрафстоянку брошенные на улицах самокаты, выставляя фирмам-владельцам счета за транспортировку и хранение. В итоге сейчас компании сами убрали свои СИМ, потому что им стало невыгодно. Хабаровские власти могут перенять опыт пермских коллег. Уверен, что горожане это оценят.