Областные власти запретили большегрузам вплоть до 21 мая ездить по региональным или межмуниципальным трассам из-за их переувлажнения, а значит - снижения несущей способности. В списке, опубликованном Дирекцией автодорог Кузбасса, свыше двух десятков объектов в восьми муниципалитетах.
А в летние дни с температурой воздуха выше 32 градусов такое же ограничение по традиции введут для дорог с асфальтобетонным покрытием. Передвигаться по ним тяжелые машины смогут только с девяти вечера до девяти утра.
Именно многоосные грузовые транспортные средства, по мнению экспертов, оказывают наибольшее разрушающее воздействие на дорожные конструкции.
- Номенклатура большегрузов расширяется, растут их грузоподъемность, скорость движения. Если раньше она достигала 60-70 километров в час, то теперь - 120-150. Безусловно, это оказывает влияние на фактические сроки службы дорог, - отмечает доктор технических наук, завкафедрой Московского автодорожного института Виктор Ушаков. - Дорожные одежды - самый дорогостоящий конструктивный элемент. Поэтому, как показывает отечественный и мировой опыт, для увеличения срока их службы (а значит, снижения затрат на ремонт и содержание) в первую очередь необходимо повышать несущую способность автодорог.
Эксперты видят выход в применении в дорожном строительстве цементобетона, минеральных и комплексных вяжущих элементов, повышении надежности систем водоотвода и дренажа. И, учитывая ограниченность средств на содержание и ремонт дорог в муниципальных бюджетах, предлагают увеличить объемы федерального финансирования региональной сети, нагрузка на которую постоянно растет.
Тимур Лубаков, директор департамента государственной политики в области дорожного хозяйства минтранса РФ:
- В новый нацпроект "Развитие транспортной инфраструктуры", реализация которого начнется в 2025 году, предложено включить мероприятия по развитию опорной сети автодорог. Чтобы достичь ее нормативного состояния, обеспечить бесшовную логистику, необходимо, в том числе, повысить несущую способность дорог и мостов. Вопросы проведения инструментальной диагностики региональных дорог Росавтодор зафиксировал в соглашениях с регионами. А ситуация с местными дорогами обстоит иначе. На фоне увеличения их протяженности показатель нормативного состояния в целом по стране остался неизменным - на уровне 50-54 процентов. А в самих регионах разброс от 10 до 90 процентов. Мы предлагаем подавать сведения об их нормативном состоянии в Росстат региональным властям - по аналогии с тем, как Росавтодор предоставляет такие данные за регионы. А также включить данные о местных дорогах в субъектах РФ в методику определения эффективности деятельности высших должностных лиц регионов.