В БФУ обсудили проблемы и перспективы русского неокантианства

Можно ли считать русское неокантианство отдельным течением? Как оно зародилось и в каком направлении развивается сегодня? Должны ли отечественные ученые опираться на опыт зарубежных коллег или можно говорить об условном философском "импортозамещении"? Ответы на эти вопросы искали ученые на Международном Кантовском конгрессе в Калининграде.
ФГАОУ ВО "БФУ им. И. Канта"

Свой доклад этой теме посвятил заведующий кафедрой онтологии и теории познания РУДН имени Патриса Лумумбы Владимир Белов. Главная проблема, по мнению ученого, заключается в определении самого понятия русского кантианства и его периодизации.

Направление это для нашей страны новое. Свою популярность оно обрело лишь в начале XX века, заняв промежуточное положение между ортодоксальной мистической метафизикой и атеистическим материализмом. Собрать воедино труды всех философов нового течения непросто. Они написаны на различных языках: английском, немецком, французском, даже на чешском. Кроме того, многие работы по-прежнему хранятся в архивах или вовсе не опубликованы. Нет какого-то единого большого труда по отечественному неокантианству, в отличие от западной философской школы.

Само понятие кантианство включает в себя систему критической философии, которую разработал Иммануил Кант. Однако она опирается не только на труды великого мыслителя, но и на другие философские системы, возникшие под влиянием его идей.

Зарубежное неокантианство сформировали в 1860-х годах немецкие философы Отто Либман и Фридрих Альберт Ланге. Вместе они выступали против материализма и ссылались на трансцендентальную логику в трудах Иммануила Канта. Ученые ставили перед собой задачу обратиться к великому мыслителю и сформировать философию, которая бы отвечала требованиям науки того времени. Для неокантианства характерен вновь пробудившийся интерес к теоретическому обоснованию гуманитарных наук и философскому обоснованию политической теории.

У России был свой путь. Отечественная философия в целом формировалась на основе русской культуры, была в определенной мере ее рефлексией. В какой-то момент ученые даже предлагали единый термин "русская философская культура". Поэтому главная особенность нашего неокантианства - в его самостоятельности, чего нельзя сказать о западных школах.

Наши ученые всегда стремились найти в мировых философских темах их национальное своеобразие, а в национально-философском своеобразии искали и выражали общемировые философские тенденции. Российские мыслители вполне обоснованно полагали, что критика разума Канта превращается и в критику культуры, причем одно не отменяет другого.

- Русское неокантианство, на первый взгляд, предстает довольно разрозненным фрагментарным образованием. Мы не можем сегодня указать на какое-либо социальное объединение, школу или журнал, где неокантианство представляло бы ведущую силу и определяло его характер. В качестве примера можно привести журнал "Логос", хотя неокантианским его назвать сложно, - заключил Владимир Белов. - В целом русская школа активно задействовала идеи европейской философии для развития немецкого неокантианства, преодоления его односторонней направленности и исправления существующих в течении ошибок.

Если говорить образно, то современные исследователи русского неокантианства - это не реконструкторы и реставраторы, а строители отечественной философской традиции, формирование которой стало главной задачей отечественного течения этой школы.

Реклама, 16+, ФГАОУ ВО "БФУ им. И. Канта", ИНН 3906019856
erid: F7NfYUJCUneLr2UmLmS8