Дрессировщик львов стал основателем цирковой династии

На манеже заслуженный артист РФ Владислав Гончаров кладет голову в пасть льву Грише. А потом поднимает хищника, весящего более 250 килограммов, на плечах. И это только два трюка из обширной программы дрессировщика, ставшего основателем цирковой династии Гончаровых. Его супруга Милена (она сохранила девичью фамилию Сидоренко) - воздушная гимнастка, работающая под куполом цирка без страховки. Девятнадцатилетний сын Тимур - воздушный гимнаст (тоже без страховки), акробат, участник номеров со львами. Двенадцатилетняя Илона - акробат на роликах.
Лев по имени Гриша любимец Владислава Гончарова: "Он самый миролюбивый".
Лев по имени Гриша любимец Владислава Гончарова: "Он самый миролюбивый". / Архив семьи Гончаровых

Жизнь циркового артиста - постоянные гастроли: смена гостиниц, арен, для детей - и школ. Домом они называют место, где находятся сейчас, а в доме "по паспорту" - квартире в Москве - бывают крайне редко. Но уют стараются сделать и во временном жилье. Например, возят с собой "космический светильник", проецирующий звездное небо. Они любят звезды.

"Будем настоящей цирковой семьей"

Владислав родился в городке Харцызск Донецкой области. В детстве и юности, думая о будущем, не представлял себя на манеже.

- Вернулся домой из армии, устроился в Читинскую областную филармонию расклейщиком афиш и распространителем билетов. Много ездил по стране. И - познакомился с Миленой, которая уже к тому времени была воздушной гимнасткой. Решили: будем всегда вместе и будем настоящей цирковой семьей. "Давай я тоже буду выступать?" - "Кем?" И мы придумали: дрессировщиком. Кого? И тут же пришло однозначное решение: львов. Именно львов. О выборе не пожалел. Считаю, что эти мощные красивые животные с лохматой гривой - мое призвание. А какой рык они издают в призыве львицы - тебя всего пронизывает, - рассказывает Владислав.

- Моя семья из Барнаула. Но я родилась на Кубе, куда моего отца - инженера-конструктора - направили в командировку. В детстве занималась плаванием, спортивной гимнастикой (я мастер спорта по спортивной гимнастике). Как-то к нам на занятия пришли артисты из цирка, посмотрели, как занимаемся, и предложили пойти в цирк, - рассказывает свою историю Милена. - Родители - категорически против: сначала школу окончить. Окончила. И опять нет: иди в институт. Поступила в институт физкультуры, стала преподавать в детской цирковой студии. А мне мой тренер говорит: "Тренером можно пойти и в шестьдесят лет. Иди в цирк".

Теперь главный снаряд в жизни Милены - канат, называемый красиво "корд-де-пареле". Говорит, что высоту под куполом обожает. Это восторг - быстро-быстро крутиться, чем-то невесомость напоминает.

- А в обычной жизни высоту не люблю. Когда на высоком этаже подхожу к окну - бывает и страшновато, - признается она.

С младых когтей

Первых двух львов - совсем еще крошечных, 18-дневных - супруги приобрели в зоопарке. И по такой же схеме - всех последующих. Это принципиально: поддается дрессуре только лев, выращенный в неволе, чьи родители, бабушки и дедушки тоже жили в неволе.

Выкармливали львят молоком. До сих пор помнят, какой был праздник, когда у львят наладилось пищеварение. Как потом выяснилось, для стимуляции перистальтики нужно было делать массаж животика - имитировать процесс вылизывания отпрыска мамой-львицей. Гуляли с ними, как с собаками, - на поводках.

- Делали по незнанию много ошибок. Что-то получалось, что-то нет. И я обратился за помощью к знаменитому Борису Бирюкову - ученику легендарной дрессировщицы, первой женщины- дрессировщицы в Советском Союзе Ирины Бугримовой. Он мне подсказал, как добиться, чтобы львы делали пируэты, - рассказывает Владислав.

Схема гуманной дрессуры такая: человек смотрит, какие движения выполняет лев в игре, что ему нравится. Нужное для представления - закрепляется. Никаких хлыстов и палок.

- Самое запоминающееся ощущение - когда впервые оказался с ними в клетке на манеже. Понимаю, что от зрительного зала отделяет эта клетка и в случае чего меня никто спасти не успеет. И двадцать пять лет чувствую себя в такие моменты, как зверь в клетке, как один из них, - говорит дрессировщик.

Страх никуда не пропадает и не должен пропадать. Лев - грозный хищник, и никто не даст гарантии, что он, даже если ты его выкормил, не нападет на тебя в следующую секунду. Поэтому Владислав никогда бы не поселил дома взрослого льва.

- Вся семья рисковала бы не проснуться. Вы думаете, на меня львы не нападали? Нападали, и кусали, и рвали. Один раз только чудом меня успел ассистент спасти. В такие мгновения думаешь об одном: только бы не лицо повредили, - говорит он.

И снова входит в клетку. Иначе не может.

А Тимур Гончаров вошел в клетку, когда ему было три года. Сам попросился: "Папа, можно я Цезаря на арену выпущу?" Свой первый заход в клетку он, конечно, не помнит, был слишком мал. Но еще до школы стал ассистировать отцу. И уже в семь лет его признали самым юным дрессировщиком в мире. Это произошло в Монте-Карло, где он стал лауреатом юношеского фестиваля.

- Когда был маленьким, отец придумал такой трюк: он поднимал льва себе на плечи, а я должен был сидеть на льве. Дело было не в дополнительном весе, а в моем страхе. Я боялся сесть близко к голове животного. Боялся, что лев повернется и откусит мне ногу. Отец в конце концов сказал: нет, больше не будем, не получается. Он готов был отступить. Но я сказал: "Нет, мы не сдадимся". Еще и еще репетиции, пока не получилось, - вспоминает Тимур.

Рождены в опилках

- Дети у нас выросли в цирке. Когда Тимур был совсем крошечный, мы жили в гримерке - больше негде было. И я, чтобы муж подольше поспал (ему же вечером с хищниками работать), уносила сына на манеж.

Он у меня то между горбами верблюда катался, то на лошадок смотрел - и его, и их угощали сухариками. На дневной сон укладывала его в оркестре. Он от громкой музыки - засыпал! - вспоминает Милена.

На то, чтобы дети продолжили цирковую династию Гончаровых, родители настраивали их с детства. Тимуру лет с пяти "платили зарплату": за участие в представлении - два йогурта со светящимися в темноте картинками - он их над кроватью вешал. Аналогично с дочкой - в ход шли резиночки, заколочки, бусики. Потом - небольшие суммы денег.

- Главное - мотивировать. В наше время много юных, которые не желают трудиться. А мои с пеленок работают и хотят работать. Они понимают: чем больше вкалываешь, тем выше благосостояние. Но дело не только в деньгах. Мы - артисты. Нам очень важны эмоции зрителей. Нам нужно заявлять о себе, побеждать, делать лучше и интереснее других, - подчеркивает Владислав.

Сейчас Тимур руководит группой молодых акробатов: вместе они готовят номера в технике вольтиж, предполагающей переброску других людей - как мячика. Техника считается очень сложной. Но в течение одного представления часто выступает сразу в нескольких амплуа, в том числе помогает отцу.

Двенадцатилетняя Илона тоже выходит на манеж. Ей приходится совмещать школу и репетиции, так что свободного времени совсем не остается. (Когда корреспонденты "РГ" были в цирке и разговаривали с артистами, Илона как раз была на уроках.) Станет ли ее судьбой цирк - вопрос открытый, но, скорее всего, станет.

Интересные факты

Рацион для животных утвержден Минкультуры РФ. В день льву полагается шесть килограммов говядины, полкило куриного мяса, яйцо и литр молока, а также различные витамины - так кормят со вторника по воскресенье. Понедельник - выходной у артистов, а у львов - разгрузочный день, в который они получают только молоко с яйцом. Иногда царю зверей перепадает живой корм в виде курицы, чтобы не терял навыки хищника и понимал, кто может быть объектом охоты.

Во время представления животное получает только поощрение - кусочки мяса.Кормление - после выступления. Причем обычно львов кормят по одному - в специальном вагончике. Чтобы не было споров из-за еды с сородичами.

Звери, выступающие в цирке, живут до преклонного возраста, которого им бы никогда не достичь в дикой природе. Состарившийся лев не остается без заботы дрессировщика: он так и будет доживать свой век вместе с другими сородичами в цирке. Либо его отправляют в сафари-парк в Крыму, где о нем заботятся люди. Престарелые тигры могут доживать в специальном хосписе для тигров, организованном в Ленинградской области одним из бывших дрессировщиков.

Владислав Гончаров обычно дает львам человеческие имена: Гриша, Боря, Стас, Денис, Максим. Во-первых, потому что считает их партнерами, а во-вторых, потому что зрители, услышав, как он их зовет, начинают улыбаться - им нравится.