Российский бизнес первым внедрил цифровые сделки по франчайзингу

Как блокчейн-технологии могут повлиять на отечественный рынок франчайзинга и ускорить его развитие.

25 апреля была заключена первая в евразийском пространстве цифровая сделка по продаже франшизы. В роли продавца выступила компания ONE PRICE COFFEE, которая управляет более чем 400 кофейнями на территории России и других стран СНГ. Сделка прошла на платформе Scale IT, которая позволяет цифровизировать процесс создания, покупки и продажи франшизы с помощью блокчейн-технологий.

"Сделка может оказать серьезное влияние на рынок франчайзинга, поскольку это реальный пример того, как новая технология облегчает процесс масштабирования предприятий, передачи готовых решений и брендов другим компаниям", - отметил Сергей Матвеев, президент Федерации интеллектуальной собственности, заместитель председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям.

Андрей Кричевский, председатель Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС), уверен, что первая цифровая сделка привлечет внимание участников рынка. "Ведь малый и средний бизнес не располагают большими ресурсами для тщательной и всесторонней подготовки договоров, контроля за их исполнением. Цифровая сделка устраняет эту проблему, предлагая блокчейн в качестве решения для проверки добросовестности партнера и соблюдения договоренностей", - заключает Кричевский.

Владелец сети частных детских садов и школ ГК "Лидеры" Марина Шилкина говорит, что сейчас, например, работа по традиционной "бумажной" методике выявления пакета интеллектуальных прав обходится в 200 000-250 000 рублей, составление договора франчайзинга - в 150 000-200 000. Блокчейн-технология минимизирует издержки в разы. Автоматизация процессов, прежде всего идентификации, сокращает затраты на юридическое сопровождение бизнеса и упрощает передачу интеллектуальных прав.

"Это расширяет доступ к франчайзингу для бизнесов, которые ранее не могли позволить себе дорогостоящие юридические и консультационные услуги", - подтверждает Мария Кизима, соучредитель платформы Scale IT.

Сергей Румянцев, основатель ONE PRICE COFFEE, считает, что цифровая сделка станет новым стандартом в приобретении франшиз, обеспечивая максимальную скорость, надежность и защищенность процесса, а также доступность информации о франшизах в едином цифровом каталоге.

Франчайзинг в России демонстрирует устойчивый ежегодный рост порядка 25%. По данным Franshisa.ru, к 2023 году число франчайзеров в России достигло 3249, а число занятых в секторе - 1,38 млн человек. Однако этому сопутствуют серьезные проблемы, среди которых - непрозрачность отношений в индустрии. Рынок переполнен "пустыми" франшизами, которые не предлагают реального содержания, ограничиваясь лишь маркетинговыми лозунгами.

Основатель международной сети лифтинга лица IDOL FACE Евгения Конычева считает, что возможность проводить продажу франшизы в цифровом виде повысит репутацию франчайзинга, сделав рынок прозрачным. "Мы знаем примеры франшиз по продаже селфи-палок. То есть любой бизнесмен, заработав первые 100 000 рублей, "упаковывает" бизнес во франшизу, а потом оказывается, что он и его бизнес несостоятельны, - комментирует эксперт. - Цифровая сделка пойдет на пользу как брендам, так и потребителям".

Цифровая сделка по продаже франшизы - основа цифровизации отрасли, говорит директор по развитию компании PIMS Стива Аралов. "Этот инструмент - шаг в будущее, позволяет системно отслеживать работу франчайзи на локациях и определять узкие места в работе партнеров, что поможет всем участникам сделок работать лучше", - прогнозирует эксперт.

По мнению участников рынка, цифровая форма договоров упростит и простимулирует распространение качественных бизнес-моделей по всей стране. Владимир Жиганов, руководитель международной сети интерактивных развлечений "Клаустрофобия", подчеркивает, что это закрепит тренд на передачу опыта и ускоренное развитие сетей, а также на переформатирование рынка из-за санкций: "Сейчас инвесторы склонны вкладываться в проверенные франшизы, что делает платформенные решения естественным и востребованным бизнес-инструментом".

"Согласование условий и переговорный процесс могут осуществляться дистанционно, что позволяет вовлекать в бизнес людей из разных регионов и стран. Грамотно тиражируемая франшиза работает на повышение качества жизни. Приходя в малые города, франшиза обеспечивает достойный уровень работы детского сада, фитнес-центра, кофейни и так далее", - добавляет Сергей Матвеев.

Кроме того, блокчейн способствует развитию российского бизнеса за рубежом, поскольку технология трансгранична, комментирует исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Юрий Михайличенко: "Сейчас идет активное продвижение в странах СНГ, в которых менее развит франчайзинг, затем, безусловно, будет дальнее зарубежье: Китай, Индия и другие страны БРИКС".