Евгений Маргулис и 8 Алис. В Театре Образцова - новый рок-н-рольный спектакль

Рок-музыкант Евгений Маргулис на сцену Театра кукол Образцова выходит из зрительного зала, сразу дав понять, что он здесь не актер и ничего играть не собирается. В центре сцены - диван, сверху свисает микрофон, слева кабинка звукорежиссера, справа полки с пластинками. Музыкант пробует записать песню, но ничего не выходит - устал, нет настроения. И хотя дедлайны горят, и песню нужно было записать еще два дня назад, он берет паузу, чтобы отдохнуть, настроиться, прийти в себя. На диск проигрывателя ставит пластинку с песнями Владимира Высоцкого к радиопьесе "Алиса в стране чудес", ложится на диван, вдумчиво слушает.
Путешествие в сказку - это всегда авантюра. Особенно если сказка откликается в реальности.
Путешествие в сказку - это всегда авантюра. Особенно если сказка откликается в реальности. / предоставлено Театром кукол им. Образцова

Размеренно и без претензий на сенсацию начинается новый спектакль главного режиссера Театра кукол им. Образцова Бориса Константинова "Алисы в стране чудес". Но те, кто в последние годы следит за постановками театра кукол прекрасно знают, что ничего банального здесь не бывает, надо лишь дождаться того "щелчка", после которого развернется музыкально-театральное хулиганство…

Пластинка с Высоцким заедает, слова из "Песни Кэрролла" "Так-то дружок, в этом-то все и дело" начинает методично повторяться, гипнотизируя и музыканта, и зрителей в зале.

Фото: предоставлено Театром кукол им. Образцова

Тут-то все и начинается. На сцене появляются сразу восемь Алис из сказок Кэрролла. Они принимают музыканта за Белого Кролика и требуют вместе с ними отправиться в путешествие. Пересказывать сюжет спектакля нет никакого смысла, также как нет смысла пересказывать сны. Мы вроде бы встречаем знакомых с детства персонажей - Герцогиню, Червонную Королеву, гусеницу, Чеширского кота, но с другой стороны это вроде бы и не они, а те, кого мы все видели в жизни, и кто теперь зачем-то надел на себя маски сказочных персонажей. И говорят они с музыкантом и с нами не только о шляпках, крикете и грибах, а о том, о чем мы боимся заговаривать в реальности - о времени, что убиваем, "а время очень не любит, когда его убивают", о любви и дружбе, которые куда-то провалились, что "нормальных не бывает",и "если в мире все бессмысленно, то, что мешает выдумать какой-нибудь смысл". И о музыке говорят тоже. Разумеется - о рок-н-ролле, его в спектакле много, от Генри Перселл до Sex Pistols. Звучат и песни Маргулиса разных лет, естественно в живом исполнении автора: "Про себя", "Пусть она станет небом", "До свидания, друг"… Многие зрители признавались потом, что им хотелось песен от Маргулиса больше, музыкант обещал подумать: это же спектакль-сон, тут все может меняться, и плейлист тоже.

Пару слов о художественном оформлении спектакля. Технологии уже давно позволяют одним кликом на ноутбуке превращать сцену в метро, в вокзал, в лес, в космос, во все, что угодно. И кэрролловские миры им тоже не помеха. Но как сделать так, чтобы у зрителя не пропадало чувство подлинности, чтобы он принял этот мир, сочетающий сказку с техникой на грани фантастики? Главный художник Виктор Антонов и художник-технолог Александра Громова нашли удачную форму - зрители погружаются в мир 3D, не надевая специальных очков.

Завершится спектакль, конечно же, хэппи-эндом: куклы, Кэрролл и рок-н-ролл вернут музыканту вдохновение, вытащив его из экзистенциальной норы и депрессий по поводу уходящего времени.

Оказывается, иногда так важно увидеть сказку, пусть даже во сне.

Фото: предоставлено Театром кукол им. Образцова

"Алисы в стране чудес" - спектакль для подростков и взрослых, для тех, кто в сказкотерапию уже не верит, но зато верит в рок-н-ролл. Английский и российский рок вновь стал модным среди молодежи, этим в театре кукол, всегда держащем нос по ветру, не преминули воспользоваться…Тоже - удачно.

Спектакль для подростков и для тех, кто уже не очень верит в сказкотерапию, но по-прежнему верит в рок-н-ролл

"Маргулис появился у нас случайно. Он предложил нашим куклам поучаствовать в его знаменитых "Квартирниках", мы в это время как раз обсуждали, как интересно подойти к текстам Кэрролла, и поняли, что музыкант - тот, кто все объединит, с кем мы найдем новый язык", - рассказывает режиссер Борис Константинов. - Дядя Женя привнес в наш спектакль неподдельную человечность, он настоящий, не кукла".

Кстати

К премьере спектакля в Театре Образцова выпустили специальную программку - диски в конверте. На одном из них автографы создателей постановки и QR-код - он ведет на музыку из спектакля, написанную Геннадием Лаврентьевым, на втором "виниле" - наклейки с цитатами из сказок Кэрролла. Одна из них будто бы о том, как театру кукол удается быть самым живым: "Правил нет, а если есть, то никто их не соблюдает".

Или это тоже о снах?

Прямая речь

Евгений Маргулис, музыкант:

Почему я согласился почувствовать в этом добром театральном хулиганстве? Во-первых, хорошие люди предложили, во-вторых, в жизни надо попробовать все. Единственное, что я не пробовал, я не играл в театре кукол никогда, даже в детстве, даже не надевал фигурки кукол на пальцы. Ощущение после премьеры необычное, я получал на сцене удовольствие и боялся облажаться. Вроде бы все прошло хорошо.

Прошу всех, не искать в нашем спектакле двойного дна. Как в советское время, знаете, "а что они хотели сказать своими песнями?!" Получайте удовольствие, расслабьтесь, отличный спектакль, отличные актеры, музыка… Кайфуйте!