Алексей Владимирович, в секторе производства подшипников происходят процессы объединения, сам Союз был создан недавно. В чем причина?
Алексей Кулешов: Сейчас подшипниковая отрасль особенно нуждается в консолидированном представлении своих предложений и отстаивании своих интересов. Именно в этих целях в январе этого года был сформирован Союз производителей подшипников, в который вошли отечественные предприятия полного цикла. Мы также начали работу "в режиме одного окна" с органами государственной власти.
Стратегия развития подшипниковой промышленности - это уже первый результат такого взаимодействия? Когда рассчитываете ее принять?
Алексей Кулешов: В рамках союза предприятия отрасли вместе с профильным ведомством приступили к выработке Стратегии развития подшипниковой промышленности на период до 2035 года. В этот документ должны войти специальные для отрасли мероприятия, которые позволят усилить наметившиеся позитивные тенденции и добиться максимального обеспечения российской промышленности именно отечественными подшипниками. До конца 2024 года мы рассчитываем утвердить эту Стратегию.
Очевидно, предполагается наращивать объемы выпуска отечественных подшипников, но как быть с сырьем? Участники рынка говорят, что отечественные металлурги не заинтересованы в выпуске специальных сталей для подшипниковых заводов.
Алексей Кулешов: На самом деле, на федеральном уровне уже организована работа и по взаимодействию между предприятиями смежных отраслей. Все возникающие вопросы точечно решаются. Ещё в конце прошлого года совместно с предприятиями металлургической отрасли на площадке Минпромторга РФ были подписаны объёмы поставок металлов на текущий год, они выполняются без нареканий. Сейчас такой формат позволяет всем сторонам чётко планировать собственное производство, эффективно распределять свои ресурсы и планомерно наращивать объёмы выпуска продукции.
Меры господдержки работают?
Алексей Кулешов: На данный момент подшипниковую промышленность активно поддерживает государство, поскольку подшипники разных видов - это один из ключевых компонентов для всех отраслей машиностроения. Уже создан достаточно большой комплекс мер господдержки, которыми члены Союза активно пользуются. Они в том числе направлены на стимулирование инвестиционной активности в промышленности в целом. И мы уже видим их реальный эффект. С привлечением льготных займов Фонда развития промышленности был построен новый завод для производства спецподшипников, ещё несколько производителей запустили проекты по развитию производства автомобильных и авиационных подшипников.
Активно задействуется поддержка по линии НИОКР - сейчас в работе проекты по разработке новых марок сталей для подшипников, а также для изготовления тел качения.
Нужны какие-то еще меры поддержки?
Алексей Кулешов: Если говорить непосредственно о подшипниковой промышленности, то, конечно, необходимо выработка и специальных, узконаправленных мер. Один из таких узкоотраслевых аспектов - поставка специальной подшипниковой металлопродукции.
Уже удалось увеличить объемы производства?
Алексей Кулешов: В российской подшипниковой промышленности сегодня наблюдается позитивная динамика. В прошлом году отечественные заводы полного цикла нарастили производство на 20% по отношению к 2022 году. У отечественных производителей уже имеются и продолжают развиваться достаточно сильные компетенции в производстве подшипников по ряду направлений: для инновационных вагонов, авиатехники, приборов и другой спецпродукции. В последние годы наши заводы оперативно освоили выпуск целого ряда новых номенклатурных позиций, среди которых кассетные железнодорожные подшипники, подшипники для предприятий металлургической отрасли, в том числе крупногабаритные.