Рассказываем об итогах мероприятия и об удивительных фактах, которые вы могли пропустить в биографии великого архитектора.
Участие в круглом столе приняли представители архитектурного сообщества Петербурга и градозащитники. Шесть экспертов выступили с докладами, посвященными творчеству Растрелли. Модераторами стали секретарь попечительского совета Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры Анна Хмелева и доцент кафедры архитектурного и градостроительного наследия СПбГАСУ Надежда Акулова.
Специалисты обсудили основные этапы развития Петербурга и роль Растрелли в формировании церковного зодчества в Петербурге и характерного стиля деревянное барокко, а также обозначили актуальные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются те, кто занимается воссозданием разрушенного духовного наследия авторства Ф.-Б. Растрелли.
Отдельно эксперты отметили тот факт, что все храмы Растрелли в Санкт-Петербурге дошли до нас в переделанном относительно изначальных проектов виде. В частности, над некоторыми из них работал архитектор В.П. Стасов. В этом контексте история Смольного собора и Колокольни Смольного монастыря, перспективы их развития в наши дни - это пример, не выбивающийся из общей традиции работы с наследием Ф.-Б. Растрелли в Петербурге.
После докладов состоялась дискуссия, посвященная воссозданию колокольни Смольного монастыря. Все однозначно признали, что воссоздание колокольни - сложный проект, а решение о его необходимости должно быть принято путем референдума, чтобы быть легитимным.
Франческо Бартоломео Растрелли родился в Париже в 1700 году. Его отец - придворный скульптор и архитектор Людовика XIV Карло Бартоломео Растрелли - с ранних лет обучал сына мастерству. К.-Б. Растрелли стал одним из многих приглашенных в тот период в Россию художников. В 1715 году он подписал официальный договор о работе, в котором говорилось: "Растрелли обязуется ехать в Россию с сыном и учеником своим и работать три года во всех художествах и ремеслах…".
Глава семьи поступил на службу ко двору Петра I в 1717-м и в строящемся городе на Неве отливал и пушки, и скульптуры для интерьеров. Франческо помогал отцу проектировать дворцы и продолжал учиться - ездил в Италию, Германию, Францию.
Расцвет творчества зодчего, работавшего в стиле барокко, пришелся на царствование Елизаветы Петровны. Его неповторимые творения - дворцы в Петергофе и Царском Селе. В Петербурге - Зимний дворец, дворцы Строганова и Воронцова и, наконец, ансамбль Смольного монастыря.
В родной Флоренции род Растрелли был известным и весьма старым. Но дворянином дедушка известного архитектора стал лишь в 1670 году: на гербе Растрелли изображены кометы и две восьмиконечные звезды с золотой перевязью на голубом поле.
Есть основания полагать, что в юности Франческо Бартоломео обучался архитектуре, непосредственно участвуя в создании генерального плана Стрельны и в строительстве дворцов и павильонов Меншикова в Ораниенбауме. Кроме того, Растрелли получил богатый опыт на стройке первого Зимнего дворца и помогал отцу в подготовке конкурсного проекта здания Двенадцати коллегий. Вовлеченность архитектора в дела отца действительно была велика. После смерти Карло осталась незавершенная работа - памятник Петру I, сейчас он стоит у Михайловского замка. Сын попросил дозволения закончить проект отца, и разрешение было даровано. Так памятник увидел свет.
Первая самостоятельная работа Ф.-Б. Растрелли в Петербурге - дворец господаря Молдавии Дмитрия Кантемира на Греческой улице (современный адрес - Миллионная, 7; в 1879 году дворец был перестроен Карлом Рахау). Располагался он на месте нынешней Дворцовой набережной, что, разумеется, было весьма престижно. Главный фасад по проекту Растрелли смотрел на Неву, а парадный вход при этом был с Миллионной улицы.
Дворец относят к раннему петровскому барокко с явным влиянием североевропейской архитектуры - далеко не тот стиль, который в будущем прославит Растрелли. К шедеврам архитектуры дворец причислен не был и восторженных отзывов, кроме отзыва сына заказчика, Антиоха Кантемира, не получил.
"Граф Растрелли родом итальянец, в государстве российском искусный архитектор; за младостью возраста не так в практике силен, как в вымыслах и чертежах. Инвенции его великолепны в украшении, вид здания казист; словом, может порадоваться око в том, что он построил", - писал А. Кантемир.
В 1730-е годы талант Растрелли отметил и пригласил для реализации своей задумки герцог Бирон, являвшийся тогда фаворитом императрицы Анны Иоанновны. Для будущего правителя Курляндии архитектор построил Рундальский дворец на территории Курляндии (сегодня - территория Латвии), а когда Бирона избрали великим герцогом, спроектировал и начал возводить дворец в Митаве.
Позднее, когда Бирона обвинят в попытке государственного переворота, строительство Митавского дворца заморозят. В этот период за связь с обвиняемым под подозрение попадает и сам Растрелли. Его хотели даже арестовать за казнокрадство, однако по итогам проверки выяснили, что за работу на Бирона он практически не получил обещанной платы.
Удивительной по своей простоте постройкой авторства Растрелли является Среднерогатский путевой дворец для отдыха царской семьи на пути в Царское Село. Свое название дворец получил из-за того, что на близлежащей территории находилась сторожевая будка с караульными и шлагбаум, который тогда назывался рогаткой (сегодня это территория площади Победы).
Первый и второй дворцы здесь были деревянными, а в 1750 году Елизавета повелела Растрелли построить примерно там же капитальное каменное сооружение. Дворец был одноэтажным, имел большой зал и пятнадцать комнат. Внутреннюю отделку сделали без излишней роскоши - несмотря на изящную лепнину в интерьерах, стены были оклеены бумажными голландскими обоями. Из Царскосельского дворца сюда перевезли бронзовые подсвечники для комнат и три зеркала.
Дворец пережил много изменений, а в 1971 году был снесен - он не вписался в проект современной площади Победы. Здание было обмерено, резные белокаменные капители фасада демонтировали и сохранили. Несмотря на планы по дальнейшей постройке точной копии дворца, воссоздавать его не стали.
Барокко, достигнув своего наивысшего расцвета, угасает еще при жизни Растрелли. В искусстве завоевывает позиции классицизм. Личная неприязнь императрицы Екатерины II, ее стремление отделаться от архитектора, его гордость приводят к отставке и отъезду Растрелли из России. Отпуск оформляется в 1762 году, в 1763 году Растрелли уволен по высочайшему указу с формулировкой "в рассуждении старости и слабого здоровья", в августе 1764 года Растрелли с семьей покидает Россию.
Однако связь с Россией архитектор поддерживал вплоть до 1770 года, когда Российская академия художеств по его просьбе принимает его почетным вольным общником. Последнее письмо в академию пришло из Рима в 1771 году, после чего связь с Растрелли прервалась.
В 1776 году в России побывал польский магнат граф Игнатий Потоцкий, приобретший коллекцию чертежей, эскизов и рисунков Растрелли, всего 301 документ. В 1932 году коллекция попала в Варшавскую национальную библиотеку, где хранится по сей день.