- Есть родовые казаки или казаки по роду, а есть верстанные, - объясняет Александр Ефременко, атаман общественной организации "Союз казаков Новороссии", донской казак по отцу, а по материнской линии - запорожский. И речь тут идет не о привычной журналисту газетной верстке. - Верстанные значит принятые в казачество. Спросят нашего казака или казачку: "Где верстались?". Ответят: "В Донецке". В казаки принимают только тех, кому близка культура и традиции казачества и кто сам понимает, зачем ему это нужно. К тому же за такого человека должен поручиться кто-то из действующих членов казачьего общества.
Многие казаки сейчас находятся на передовой. Но те, у кого есть возможность, прибывают к храму. Праздничая атмосфера ощущается здесь сразу. Колокольный звон, радостные лица, веточки верб в руках.
- А вы почему не подходите? Подойдите ближе, - свою порцию святой воды от батюшки, окропляющего присутствующих, получает и корреспондент "РГ".
Глаз выхватывает камуфляж и казачью форму, шашку, кинжал, нагайку, которая вскоре понадобится для посвящения в казаки.
- Нагайку еще называют "десница Сирко". Иван Сирко, прославленный казак, сошелся в Кафе в поединке с рабовладельцем Давлет-беком. Они бились на саблях при множестве свидетелей. Сирко победил, но вместо того, чтобы зарубить противника, отстегал его нагайкой - так же, как тот бил своих рабов. По одной из легенд, после этого Давлет-бек покончил с собой, не вынеся позора, - рассказывает старший урядник станицы Южно-Донецкая Максим Новиков.
Присутствующие в храме читают молитву. Затем начинается непосредственно процесс посвящения.
-…Чтить и преумножать казачьи традиции, доблестную казачью славу, честь и достоинство казачьего имени… - звучат слова присяги.
Вступающие в казачество мужчины, а затем и женщины опускаются на колено. Плеча каждого касается шашка, после чего следуют несильные, но ощутимые удары нагайкой. С женщинами, конечно, обходятся бережнее.
- Служить православной вере, - велит атаман и наносит удар.
- Почитать старших, - удар.
- Слушать батьку-атамана, - удар.
Настоятель храма произносит слова напутствия:
- Это дело божие, особенно сейчас, когда идет СВО. Хотя не все сейчас воюют в окопах на передовой. Многие помогают в тылу.
Одна из женщин, принявших сегодня казачью присягу, Татьяна, объясняет свое решение так:
- Хочу служить России, народу, казачеству и православной вере.
Ее подруга Инна намерена сосредоточиться на военно-патриотическом воспитании молодежи:
- Я как мама могу сказать, что наши дети сейчас слишком увлечены гаджетами, и только мы можем оградить их от пагубной информации, - говорит она.
Кстати, Инна является женой атамана станицы Южно-Донецкая Виктора Василевича и решила помочь супругу в нелегкой работе.
- Жена видит, что я работаю практически без отдыха, вот и решила поддержать и тоже присоединяется к нашему движению, - тепло отзывается о супруге атаман. Он также рассказывает о том, что сейчас идет работа над законопроектом, который позволит казакам новых территорий стать полноправными участниками всего российского казачьего движения.
А вот Марина уже давно стала казачкой и даже научилась ловко обращаться с шашкой. Но это, по ее словам, не главное.
- Присяга казачки ничем не отличается от присяги казака. Женщина-казачка после принятия присяги становится, по сути, полноценным членом казачьего общества и выполняет те же функции, что и казаки, - рассказывает она. - Я, например, являюсь начальником штаба станицы Макеевская округа Кондратия Булавина. Занимаюсь ведением документации, работаю с молодежью. Это сейчас очень важно. Из-за непростой ситуации многие школы перешли на дистанционное обучение, а контакт с ребятами нужно поддерживать. Ну а если муж идет на передовую, его жена-казачка должна ждать и молиться, чтобы он вернулся живым и здоровым.
Между тем
В Вербное воскресенье в Донецке под удар ВСУ попал храм, расположенный в поселке Александровка. Обстрел произошел во время праздничной службы. В результате обстрела погибла местная прихожанка.