- Бронетанковые части сыграли очень большую роль в освобождении Крыма и Севастополя, - говорит Станислав Рузаев. - Они выполняли роль броневого кулака, который пробивал дорогу наступающим войскам 4-го Украинского фронта и Приморской армии. Танкисты принимали участие в освобождении Севастополя и в последних боях на мысе Херсонес 12 мая 1944 года.
В Крымской наступательной операции участвовало несколько крупных танковых соединений. 19-й танковый корпус, состоявший из трех бригад, 63-я отдельная Таманская танковая бригада, 244-й и 85-й танковые полки.
Из советских танков Крым освобождали легендарные Т-34, а также массово применялся легкий танк Т-70. В то же время в танковых подразделениях было довольно много иностранной техники, которая поставлялась по программе ленд-лиза. Многие части были переброшены в Крым с Кавказа, куда ленд-лизовскую технику завозили через Иран по так называемому Персидскому коридору.
- В Крыму применяли танки британского, канадского, американского производства "Стюарт", "Шерман", "Валентайн", бронетранспортеры Universal Carrier, - рассказывает ученый. - Но стоит подчеркнуть, что за рычагами этих "Валентайнов" и "Стюартов" сидели наши советские танкисты.
Кстати, в Музее обороны Севастополя хранится уникальный экспонат - ручной пулемет Bren британского производства, который устанавливался на бронетранспортеры Universal Carrier. Пулемет был найден под Севастополем. Известно, что около 10 БТР Universal Carrier стояли на вооружении 91-го мотоциклетного батальона, входившего в состав 19-го танкового корпуса, отмечает историк.
Некоторые подразделения были почти полностью укомплектованы ленд-лизовской техникой, что подтверждается документами.
Так, на сайте "Память народа" опубликован журнал боевых действий 63-й отдельной танковой бригады Приморской армии из Центрального архива МО РФ. Бригада освобождала Керчь, города Южного берега Крыма и Севастополь.
Из журнала известно, что к 19 апреля 1944 года в составе бригады было более 40 машин, поставленных по ленд-лизу: танки "Шерман", "Валентайн", "Стюарт", выяснил Станислав Рузаев. Бригада принимала активное участие в штурме Сапун-горы и дальнейших сражениях за Севастополь.
23 апреля бригада пошла в атаку в долине между Сапун-горой и высотой Горная. Получив приказ любой ценой продвигаться вперед, танкисты прорвали передний край немецкой обороны, но были вынуждены отступить, потеряв за два дня жестоких боев 26 танков.
При штурме Сапун-горы отличился первый батальон бригады, в составе которого насчитывалось 28 танков: один Т-34, два "Генерала Ли", пять "Шерманов", 10 "Валентайнов" и 10 "Стюартов". Вечером 7 мая танкисты продавили хорошо укрепленную оборону противника, овладели колхозом "Большевик" и заняли юго-западные скаты Сапун-горы, обеспечив выход пехоты на плато. За этот прорыв замкомандира первого батальона лейтенант Михаил Мясников был удостоен звания Героя Советского Союза.
7 и 8 мая бригада потеряла 21 машину, но продолжала сражаться. Рано утром 12 мая началось наступление в район Камышовой бухты и мыса Херсонес, откуда немецкие подразделения пытались эвакуироваться. Противник отбивался, устраивал контратаки, но уже к 11 часам бои прекратились.
В 63-й бригаде остались в строю четыре иностранных танка. В боевом журнале сказано, что с 7 по 12 мая 1944 года она потеряла убитыми и ранеными более 80 человек, но при этом нанесла противнику десятикратный урон. В период освобождения Крыма и Севастополя были награждены 600 танкистов 63-й бригады.
- У ветеранов, которые воевали на иностранных и наших танках, были разные отзывы об их достоинствах и недостатках, - добавляет Станислав Рузаев. - А историки и исследователи спорят до сих пор, сравнивая технические характеристики. Тем не менее, наиболее оптимальным для ведения боевых действий в годы Великой Отечественной войны был танк Т-34, который массово выпускался на предприятиях СССР. При освобождении Крыма и Севастополя применялись танки Т-34-76, а совсем скоро им на смену пришла более современная модификация - один из лучших советских танков Т-34-85, вооруженный мощной 85-миллиметровой пушкой.